1 октября в Абхазии выходной день, по решению правительства добавленный ко вчерашнему, когда Абхазия праздновала 20-летие Победы в Отечественной войне народа 1992-1993 гг. Но в эти праздничные дни мне не раз звонили знакомые сухумцы и возмущались интервью, которое израильский аналитик и публицист Авигдор Эскин дал грузинскому изданию "Медианьюс" и которое тут же оказалось предметом обсуждения в абхазском обществе. Я и до их звонков успел прочесть интервью израильтянина, где тот, в частности, сообщает, вспоминая о грузино-абхазской войне: "Все помнят страшные кадры игры в футбол головой павшего грузинского солдата. Это было делом рук и ног чеченских террористов".
Надо так полагать, что в последнем случае реанимирована старая, более чем двадцатилетней давности байка о том якобы, что после взятия Гагры в начале октября 1992-го на городском стадионе абхазская и чеченская команды играли отрезанной человеческой головой. (Не исключаю, что родилась она у тех, кто слышал, как и я, о промелькнувшей в СМИ за пару лет до этого информации, что кто-то катал по дороге отрезанную голову во время погромов турок-месхетинцев в Узбекистане). Хотя прекрасно помню публикацию того времени в тбилисской газете "Свободная Грузия", где со слов членов грузинской делегации, допущенной абхазскими властями во взятую под их контроль Гагру, скромно так, лаконично сообщалось, что сведения об этом пресловутом матче "не подтвердились". Помню, об этой небылице, как и о другой, распространявшейся тогда грузинскими СМИ, – что в районе поселка Бзыбь создано два концентрационных лагеря, где грузины содержатся на положении рабов, я упоминал еще в документальной книге "Абхазская трагедия", которая вышла в свет в конце 93-го, а писалась, в основном, летом того же года.
Но вот какая штука: сколько бы ни появлялось в мире исследований, доказывающих, что так называемые "протоколы сионских мудрецов" – это фальшивка, в конце XIX века произведенная на свет антисемитами, люди, жаждущие верить в их подлинность, будут вновь и вновь твердить о них как о неопровержимом свидетельстве всемирного еврейского заговора. Так и тут. Страшилка о мифической игре на Гагрском стадионе, несмотря на постоянные опровержения, живет уже 21 год, причем распространители ее рассуждают о ней с такой убежденностью, будто они были на том матче если не главным, то боковым судьей, будто им хорошо известны фамилии игроков и их номера, а также сколько и на какой минуте в нем было забито мячей... "Доказательство" обычно приводится одно – "ну, так об этом же все знают..."
Вот и Авигдор Эскин заявляет в том же духе: "Все помнят страшные кадры..." Интересно, кто эти "все" (вот я и мои телефонные собеседники впервые услышали о существовании таких видеокадров, до этого всегда были ссылки только на неких, так и ни разу за 21 год и не названных свидетелей)? Видел ли он сам эти кадры? Кто их снимал, и как можно убедиться в их аутентичности?.. Вопросов возникает уйма. Готов ли господин Эскин на них ответить?
До упомянутых телефонных звонков я, честно говоря, не думал как-то откликаться на его интервью. Ну, действительно, сколько можно талдычить об одном и том, невольно подыгрывая распространителям лжи? Но потом решил все же, что отреагировать надо. Ибо Эскин – не безвестный интернет-пользователь, а достаточно популярная и авторитетная личность. А еще можно ведь решить и так, что молчание в Абхазии в ответ на его интервью – это "согласие"...
Авигдора Эскина, уроженца Москвы, мне довелось как-то лицезреть и слушать несколько лет назад в пресс-центре ЦИК Абхазии. Он приезжал тогда в качестве международного наблюдателя во время одной из наших избирательных кампаний. И запомнился приличествующими моменту благожелательными по отношению к Абхазии и проходящим в ней выборам публичными выступлениями.
Судя же по нынешнему интервью, теперь ему все предельно ясно: абхазы олицетворяют для него зло, грузины – добро, и "ясно видно, кто был жертвой и кто – убийцей". Эскину либо неведомо, либо он считает несущественным и отвлекающим от поиска истины то, что творили полукриминальные войска Госсовета Грузии с абхазами Тамыша и других подконтрольных им сел, армянами Лабры, мирным населением Сухума, подвергаемым грабежам и насилию... У обеих сторон грузино-абхазской войны есть свой длинный список жертв среди своего мирного населения, у абхазов, в частности, "Белая книга Абхазии", вышедшая в 1993 году. И еще двадцать лет назад я рассуждал в упомянутой "Абхазской трагедии" так. Для того, чтобы разобраться в сути данной войны, надо, прежде всего, четко отделить для себя ее историко-правовой аспект от аспекта, так сказать, житейско-бытового и общечеловеческого. Ведь если летящие с одной стороны пули из свинца, то и с другой – не из ваты.
Нелепо выводить историческую правоту той или иной стороны в конфликте из суммы эпизодов войны, ибо это неизбежно приведет к определенной нивелировке. При подобном подходе можно, в конце концов, и о Великой Отечественной войне написать: да, немцы убивали русских и других советских граждан, но ведь и русские убивали немцев, а партизаны – так те вообще вели войну не по правилам, нападали "из-за угла". А еще победители в той войне депортировали многие миллионы немцев из Восточной Пруссии, Судет и т.д. Доказывает ли это, что именно Германия была тогда олицетворением добра?
Авигдор Эскин считает также, что "именно Абхазия стала для русского населения и русских туристов исчадием ада. Вместо благодарности Россия получила именно там бушующую волну русофобии. А в недружественной Грузии русских принимают все так же радушно, как и в прежние дни". Ну, вообще-то туристов и в Грузии, и в Абхазии принимают все по-разному – в зависимости от уровня совестливости, порядочности и культуры конкретного представителя курортно-туристической сферы. И по логике вещей напрашивается следующее развитие рассуждений Авигдора: именно в Абхазии, а не в Грузии проводятся акции протеста против визитов в ее столицу российских депутатов и госчиновников, именно в Абхазии политики и журналисты соревнуются в хлесткости высказываний против российского руководства и вообще "рашки", как пишут грузинские блогеры, именно в Абхазии пытались ввести запрет на исполнение песен на русском языке в ресторанах...
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Надо так полагать, что в последнем случае реанимирована старая, более чем двадцатилетней давности байка о том якобы, что после взятия Гагры в начале октября 1992-го на городском стадионе абхазская и чеченская команды играли отрезанной человеческой головой. (Не исключаю, что родилась она у тех, кто слышал, как и я, о промелькнувшей в СМИ за пару лет до этого информации, что кто-то катал по дороге отрезанную голову во время погромов турок-месхетинцев в Узбекистане). Хотя прекрасно помню публикацию того времени в тбилисской газете "Свободная Грузия", где со слов членов грузинской делегации, допущенной абхазскими властями во взятую под их контроль Гагру, скромно так, лаконично сообщалось, что сведения об этом пресловутом матче "не подтвердились". Помню, об этой небылице, как и о другой, распространявшейся тогда грузинскими СМИ, – что в районе поселка Бзыбь создано два концентрационных лагеря, где грузины содержатся на положении рабов, я упоминал еще в документальной книге "Абхазская трагедия", которая вышла в свет в конце 93-го, а писалась, в основном, летом того же года.
Но вот какая штука: сколько бы ни появлялось в мире исследований, доказывающих, что так называемые "протоколы сионских мудрецов" – это фальшивка, в конце XIX века произведенная на свет антисемитами, люди, жаждущие верить в их подлинность, будут вновь и вновь твердить о них как о неопровержимом свидетельстве всемирного еврейского заговора. Так и тут. Страшилка о мифической игре на Гагрском стадионе, несмотря на постоянные опровержения, живет уже 21 год, причем распространители ее рассуждают о ней с такой убежденностью, будто они были на том матче если не главным, то боковым судьей, будто им хорошо известны фамилии игроков и их номера, а также сколько и на какой минуте в нем было забито мячей... "Доказательство" обычно приводится одно – "ну, так об этом же все знают..."
Вот и Авигдор Эскин заявляет в том же духе: "Все помнят страшные кадры..." Интересно, кто эти "все" (вот я и мои телефонные собеседники впервые услышали о существовании таких видеокадров, до этого всегда были ссылки только на неких, так и ни разу за 21 год и не названных свидетелей)? Видел ли он сам эти кадры? Кто их снимал, и как можно убедиться в их аутентичности?.. Вопросов возникает уйма. Готов ли господин Эскин на них ответить?
До упомянутых телефонных звонков я, честно говоря, не думал как-то откликаться на его интервью. Ну, действительно, сколько можно талдычить об одном и том, невольно подыгрывая распространителям лжи? Но потом решил все же, что отреагировать надо. Ибо Эскин – не безвестный интернет-пользователь, а достаточно популярная и авторитетная личность. А еще можно ведь решить и так, что молчание в Абхазии в ответ на его интервью – это "согласие"...
Авигдора Эскина, уроженца Москвы, мне довелось как-то лицезреть и слушать несколько лет назад в пресс-центре ЦИК Абхазии. Он приезжал тогда в качестве международного наблюдателя во время одной из наших избирательных кампаний. И запомнился приличествующими моменту благожелательными по отношению к Абхазии и проходящим в ней выборам публичными выступлениями.
Судя же по нынешнему интервью, теперь ему все предельно ясно: абхазы олицетворяют для него зло, грузины – добро, и "ясно видно, кто был жертвой и кто – убийцей". Эскину либо неведомо, либо он считает несущественным и отвлекающим от поиска истины то, что творили полукриминальные войска Госсовета Грузии с абхазами Тамыша и других подконтрольных им сел, армянами Лабры, мирным населением Сухума, подвергаемым грабежам и насилию... У обеих сторон грузино-абхазской войны есть свой длинный список жертв среди своего мирного населения, у абхазов, в частности, "Белая книга Абхазии", вышедшая в 1993 году. И еще двадцать лет назад я рассуждал в упомянутой "Абхазской трагедии" так. Для того, чтобы разобраться в сути данной войны, надо, прежде всего, четко отделить для себя ее историко-правовой аспект от аспекта, так сказать, житейско-бытового и общечеловеческого. Ведь если летящие с одной стороны пули из свинца, то и с другой – не из ваты.
Нелепо выводить историческую правоту той или иной стороны в конфликте из суммы эпизодов войны, ибо это неизбежно приведет к определенной нивелировке. При подобном подходе можно, в конце концов, и о Великой Отечественной войне написать: да, немцы убивали русских и других советских граждан, но ведь и русские убивали немцев, а партизаны – так те вообще вели войну не по правилам, нападали "из-за угла". А еще победители в той войне депортировали многие миллионы немцев из Восточной Пруссии, Судет и т.д. Доказывает ли это, что именно Германия была тогда олицетворением добра?
Авигдор Эскин считает также, что "именно Абхазия стала для русского населения и русских туристов исчадием ада. Вместо благодарности Россия получила именно там бушующую волну русофобии. А в недружественной Грузии русских принимают все так же радушно, как и в прежние дни". Ну, вообще-то туристов и в Грузии, и в Абхазии принимают все по-разному – в зависимости от уровня совестливости, порядочности и культуры конкретного представителя курортно-туристической сферы. И по логике вещей напрашивается следующее развитие рассуждений Авигдора: именно в Абхазии, а не в Грузии проводятся акции протеста против визитов в ее столицу российских депутатов и госчиновников, именно в Абхазии политики и журналисты соревнуются в хлесткости высказываний против российского руководства и вообще "рашки", как пишут грузинские блогеры, именно в Абхазии пытались ввести запрет на исполнение песен на русском языке в ресторанах...
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия