В абхазском обществе, погруженном в кипение внутриполитических страстей, мало кто обратил внимание на то, что на прошлой неделе была пройдена символическая дата – 100 дней до открытия Зимних олимпийских игр в Сочи. Но читателей газеты "Эхо Абхазии" в вышедшем в тот день номере заинтересовали две публикации, подготовленные на основе материалов российских СМИ.
Одна из них – "Красный Восток – Красная Поляна" – рассказывала о предпринятом 12-18 октября конном переходе из абазинского аула Красный Восток в Карачаево-Черкесской республике в поселок Красная Поляна – столицу горного кластера сочинской Олимпиады – в знак поддержки последней. Вторая – "Культура черкесов будет представлена на Олимпиаде в Сочи" – это сообщение президента Международной черкесской ассоциации Хаути Сохрокова по итогам состоявшегося накануне в Нальчике заседания Совета МЧА о том, что по договоренности с руководством оргкомитета Олимпиады, субъектам федерации, где ныне проживают черкесы, кабардинцы, адыгейцы, шапсуги, специально выделены выставочные площади для совместного представления национальной культуры. Двум покорителям Эвереста из КБР доверено в ходе предолимпийской эстафеты поднять олимпийский огонь на вершину Эльбруса…
В общем, это примерно то, что предлагал когда-то, еще в 2009 году, в письме Владимиру Путину после встречи с ним в группе абхазских оппозиционеров в Сухуме генеральный секретарь Международной ассоциации абхазо-абазинского народа Геннадий Аламиа: организаторы Игр, работая в тесном сотрудничестве с представителями абхазо-адыгских народов, должны представить гостям Олимпиады богатое культурное наследие, историю коренных народов Восточного Причерноморья. Хотя программа, изложенная Геннадием Шаликоевичем, была, конечно, много шире и разнообразнее изложенного. Посмотрим, что из нее будет воплощено в жизнь...
И в Абхазии, и в российских республиках и регионах, где проживают адыги (черкесы), с большим интересом, знаю, знакомились в последние дни с выложенным в интернете видеоинтервью шапсугского старейшины Руслана Гвашева. Руслан подчеркнул, что кавказские горцы должны быть представлены в ходе культурных программ на Олимпиаде не наряду с другими народами, населяющими сочинский регион, а с них все должно начинаться, им должно быть уделено внимание, по крайней мере, не меньшее, чем уделялось коренным народам на Олимпийских играх в канадском Ванкувере и австралийском Сиднее.
Все это, впрочем, подход тех представителей абхазо-адыгского мира, которые не протестуют против проведения Олимпийских игр в сочинском регионе, где полтора столетия назад проходили последние битвы Русско-Кавказской войны, а считают возможным и стремятся использовать эти Игры для продвижения интересов своих этносов. Им противостоят другие представители того же мира, которые считают кощунственным и противоречащим олимпийской хартии проводить Игры "на костях наших предков, уничтоженных царской армией". Скажем, в пятимиллионной зарубежной черкесской диаспоре такие, судя по информации в СМИ, составляют явное большинство. Тем не менее не так давно российским властям удалось организовать и провести в Сочи собрание ее представителей в поддержку Олимпиады. Среди черкесов России тем более нет единодушия. Лояльные властям разделяют позицию Сохрокова, бунтари протестуют. И поскольку протестующие, думаю, понимают, что Игры в Сочи состоятся неизбежно, их реальная цель – привлечь внимание к черкесскому вопросу, включая сюда и проблему признания геноцида черкесского народа в XIX веке.
У Абхазии свое отношение к Сочинским играм и своя история развития этого отношения. Когда летом 2007 года Сочи был объявлен столицей Олимпийских игр, в Абхазии царила не меньшая эйфория, чем в России: предстоящее соседство с олимпийской столицей внушало абхазам надежду на более близкое сотрудничество со своим главным стратегическим партнером и покровителем, в частности, на признание независимости РА. Одновременно у бизнесменов появились надежды на высокий доход от экспорта инертных материалов на олимпийские стройки. Они, конечно, оправдались, но в какой мере и для сколь широкого круга лиц, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. А вот иллюзии, что к Играм заработает Сухумский аэропорт, растаяли как дым. Что касается протестов против проведения "плясок на костях", то да, была и у нас в независимой прессе пара публикаций такой направленности, но перспектив для развития такая позиция в Абхазии не имела.
Потом было искусственно культивируемое заинтересованными лицами обострение абхазо-черкесской интернет-полемики, включая споры о том, чьи предки жили в долине реки Мзымта, пропагандистские ходы Тбилиси, неуклюжие действия некоторых российских контрпропагандистов (никогда не забуду видеозапись какой-то конференции в Москве, когда один московский псевдодеятель буквально суфлировал абхазской женщине-историку, навязчиво подсказывая, что той нужно сказать об истории войн царской России на Кавказе).
В итоге в абхазском обществе стали поддерживать Сочинскую олимпиаду "по умолчанию", дабы не вносить еще больше диссонансных ноток в отношения с черкесами.
Вот, например, вполне предсказуемая история с конным переходом в Красную Поляну, в котором приняло участие два десятка молодых людей из абазинских аулов Карачаево-Черкесии и который был организован союзом абазинской молодежи "Шарпны" во главе с председателем этой организации Бэлой Джемакуловой. Это было очень красочное зрелище – всадники в национальной одежде, с флагами, в пути их ждал теплый прием в разных населенных пунктах, концерты... Так, встречавшие их старейшины аула Апсуа отметили, что именно выходцы из мест, где теперь Красная Поляна, некогда основали этот аул. Таким образом, для них это мероприятие имеет особое значение. Старики попросили всадников посетить могилы их предков, если будет такая возможность. Но на некоторых сайтах пересказ описания похода, взятый с сайта "Шарпны", сопровождался негативными комментариями и насмешливыми заголовками: "Галопом на Сочинскую олимпиаду", "Тыг-дым-тыг-дым: абазинская конница вышла в поход!"
В Абхазии же сегодня озабочены в основном совсем другим – пропускным режимом на абхазско-российской границе по реке Псоу, который вступает в действие в начале января на три месяца. Автомобили с абхазскими номерами выпускаться не будут, но пешеходов, говорят, будут, пропускать, тем более с билетами на поезда и самолеты... Давно любят у нас посудачить на следующую тему. Руководителя маленькой соседней дружественной страны по идее должны пригласить, скажем, на церемонии открытия или закрытия Игр. С Грузией у России дипотношения не восстановлены, но Грузия, скорее всего, Игры бойкотировать не будет и даже обещала помогать в обеспечении безопасности. И если в Сочи приедут грузинские премьер или президент, а может, и Бидзина Иванишвили, теоретически возможна их встреча с Анквабом. Такая, неожиданно-импровизированная, по просьбе российской стороны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Одна из них – "Красный Восток – Красная Поляна" – рассказывала о предпринятом 12-18 октября конном переходе из абазинского аула Красный Восток в Карачаево-Черкесской республике в поселок Красная Поляна – столицу горного кластера сочинской Олимпиады – в знак поддержки последней. Вторая – "Культура черкесов будет представлена на Олимпиаде в Сочи" – это сообщение президента Международной черкесской ассоциации Хаути Сохрокова по итогам состоявшегося накануне в Нальчике заседания Совета МЧА о том, что по договоренности с руководством оргкомитета Олимпиады, субъектам федерации, где ныне проживают черкесы, кабардинцы, адыгейцы, шапсуги, специально выделены выставочные площади для совместного представления национальной культуры. Двум покорителям Эвереста из КБР доверено в ходе предолимпийской эстафеты поднять олимпийский огонь на вершину Эльбруса…
В общем, это примерно то, что предлагал когда-то, еще в 2009 году, в письме Владимиру Путину после встречи с ним в группе абхазских оппозиционеров в Сухуме генеральный секретарь Международной ассоциации абхазо-абазинского народа Геннадий Аламиа: организаторы Игр, работая в тесном сотрудничестве с представителями абхазо-адыгских народов, должны представить гостям Олимпиады богатое культурное наследие, историю коренных народов Восточного Причерноморья. Хотя программа, изложенная Геннадием Шаликоевичем, была, конечно, много шире и разнообразнее изложенного. Посмотрим, что из нее будет воплощено в жизнь...
И в Абхазии, и в российских республиках и регионах, где проживают адыги (черкесы), с большим интересом, знаю, знакомились в последние дни с выложенным в интернете видеоинтервью шапсугского старейшины Руслана Гвашева. Руслан подчеркнул, что кавказские горцы должны быть представлены в ходе культурных программ на Олимпиаде не наряду с другими народами, населяющими сочинский регион, а с них все должно начинаться, им должно быть уделено внимание, по крайней мере, не меньшее, чем уделялось коренным народам на Олимпийских играх в канадском Ванкувере и австралийском Сиднее.
Все это, впрочем, подход тех представителей абхазо-адыгского мира, которые не протестуют против проведения Олимпийских игр в сочинском регионе, где полтора столетия назад проходили последние битвы Русско-Кавказской войны, а считают возможным и стремятся использовать эти Игры для продвижения интересов своих этносов. Им противостоят другие представители того же мира, которые считают кощунственным и противоречащим олимпийской хартии проводить Игры "на костях наших предков, уничтоженных царской армией". Скажем, в пятимиллионной зарубежной черкесской диаспоре такие, судя по информации в СМИ, составляют явное большинство. Тем не менее не так давно российским властям удалось организовать и провести в Сочи собрание ее представителей в поддержку Олимпиады. Среди черкесов России тем более нет единодушия. Лояльные властям разделяют позицию Сохрокова, бунтари протестуют. И поскольку протестующие, думаю, понимают, что Игры в Сочи состоятся неизбежно, их реальная цель – привлечь внимание к черкесскому вопросу, включая сюда и проблему признания геноцида черкесского народа в XIX веке.
У Абхазии свое отношение к Сочинским играм и своя история развития этого отношения. Когда летом 2007 года Сочи был объявлен столицей Олимпийских игр, в Абхазии царила не меньшая эйфория, чем в России: предстоящее соседство с олимпийской столицей внушало абхазам надежду на более близкое сотрудничество со своим главным стратегическим партнером и покровителем, в частности, на признание независимости РА. Одновременно у бизнесменов появились надежды на высокий доход от экспорта инертных материалов на олимпийские стройки. Они, конечно, оправдались, но в какой мере и для сколь широкого круга лиц, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. А вот иллюзии, что к Играм заработает Сухумский аэропорт, растаяли как дым. Что касается протестов против проведения "плясок на костях", то да, была и у нас в независимой прессе пара публикаций такой направленности, но перспектив для развития такая позиция в Абхазии не имела.
Потом было искусственно культивируемое заинтересованными лицами обострение абхазо-черкесской интернет-полемики, включая споры о том, чьи предки жили в долине реки Мзымта, пропагандистские ходы Тбилиси, неуклюжие действия некоторых российских контрпропагандистов (никогда не забуду видеозапись какой-то конференции в Москве, когда один московский псевдодеятель буквально суфлировал абхазской женщине-историку, навязчиво подсказывая, что той нужно сказать об истории войн царской России на Кавказе).
В итоге в абхазском обществе стали поддерживать Сочинскую олимпиаду "по умолчанию", дабы не вносить еще больше диссонансных ноток в отношения с черкесами.
Вот, например, вполне предсказуемая история с конным переходом в Красную Поляну, в котором приняло участие два десятка молодых людей из абазинских аулов Карачаево-Черкесии и который был организован союзом абазинской молодежи "Шарпны" во главе с председателем этой организации Бэлой Джемакуловой. Это было очень красочное зрелище – всадники в национальной одежде, с флагами, в пути их ждал теплый прием в разных населенных пунктах, концерты... Так, встречавшие их старейшины аула Апсуа отметили, что именно выходцы из мест, где теперь Красная Поляна, некогда основали этот аул. Таким образом, для них это мероприятие имеет особое значение. Старики попросили всадников посетить могилы их предков, если будет такая возможность. Но на некоторых сайтах пересказ описания похода, взятый с сайта "Шарпны", сопровождался негативными комментариями и насмешливыми заголовками: "Галопом на Сочинскую олимпиаду", "Тыг-дым-тыг-дым: абазинская конница вышла в поход!"
В Абхазии же сегодня озабочены в основном совсем другим – пропускным режимом на абхазско-российской границе по реке Псоу, который вступает в действие в начале января на три месяца. Автомобили с абхазскими номерами выпускаться не будут, но пешеходов, говорят, будут, пропускать, тем более с билетами на поезда и самолеты... Давно любят у нас посудачить на следующую тему. Руководителя маленькой соседней дружественной страны по идее должны пригласить, скажем, на церемонии открытия или закрытия Игр. С Грузией у России дипотношения не восстановлены, но Грузия, скорее всего, Игры бойкотировать не будет и даже обещала помогать в обеспечении безопасности. И если в Сочи приедут грузинские премьер или президент, а может, и Бидзина Иванишвили, теоретически возможна их встреча с Анквабом. Такая, неожиданно-импровизированная, по просьбе российской стороны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия