Accessibility links

«Княжеская» болезнь


Недавно по одному из российских телеканалов показывали разоблачение очередного мошенничества – обманутыми оказались множество пенсионеров, которым, обобрав их до нитки, всучили «чудодейственные лекарства». В Абхазии жуликам не разгуляться – их скоро все будут знать в лицо
Недавно по одному из российских телеканалов показывали разоблачение очередного мошенничества – обманутыми оказались множество пенсионеров, которым, обобрав их до нитки, всучили «чудодейственные лекарства». В Абхазии жуликам не разгуляться – их скоро все будут знать в лицо
Недавно по одному из российских телеканалов показывали разоблачение очередного мошенничества – обманутыми оказались множество пенсионеров, которым, обобрав их до нитки, всучили «чудодейственные лекарства». Ни в одном из городов Абхазии подобного вроде бы не случалось: видимо, масштабы нашей республики таковы, что жуликам здесь просто не разгуляться, их скоро все будут знать в лицо. Но у нас есть свои, специфические способы развода на деньги.

Есть в народе такое понятие, как «княжеская» болезнь, она же – «божья», она же – «абхазская». Ни разу не встречал рассказа о ней в СМИ. То ли руки у журналистов до этой темы еще не дошли, то ли она в абхазском обществе табуированная. А возможно, и то и другое...

Почему «княжеская»? Потому что, говорят, в старину ею болели только представители аристократических, княжеских и дворянских, фамилий (в России крестьянки тоже вряд ли падали в обморок от чувств и страдали от мигрени). А почему «божья»? Ну, тут объяснение очень простое: человек наказывается за грехи кого-то из предков. А почему «абхазская»? Потому что распространена в Абхазии, и почему-то в основном на востоке.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:48 0:00
Скачать

Мне довелось недавно увидеть картину того, как проходило лечение «княжеской болезни», правда, в одном из районов западной Абхазии... Дело было так. В ходе встречи нескольких близкородственных семей в сельском родительском доме, во время подготовки к какому-то праздничному застолью, юной девушке стало плохо, она на несколько минут лишилась чувств. И вот кто-то надоумил ее родных обратиться к «народному лекарю» из восточной Абхазии, который объяснил, что надо делать. Через некоторое время по его предписанию девушка, двое ее братьев и дядя поселились в том же сельском доме на сорок дней. При этом они не должны были выходить за калитку и мыться. Выручали влажные салфетки, которыми они обтирались с ног до головы, но я представил себе: а каково было тем, кому назначалось это «лечение» во времена, когда еще не существовало подобных средств гигиены. Им готовили, их обстирывали двое родственниц. Время от времени к ним приезжала какая-то женщина и играла им на ачамгуре (народный струнный инструмент), это и было «лечение».

Я посетил тогда тот дом вместе с их родственником, который должен был их навестить. «Пациенты» бодрились, а обросший седой бородой дядя девушки – бриться им тоже не полагалось – пошутил: «А что, здесь как в санатории». Что ж, возможно, любому человеку, особенно в возрасте, совсем не трудно уединиться для отдыха на месяц в доме, который нельзя покидать. Но верить во все это «лечение», особенно в его случае, а он, как я знал, был достаточно образован! А может быть, ему было просто неудобно отказаться от «курса лечения», поскольку именно на нем, человеке состоятельном, лежало финансовое бремя его обеспечения?

Это было пару лет назад, а недавно услышал от своего друга, что «лекарь» назначил вдруг тем же самым людям еще один «курс лечения». На этот раз друг, который раньше никак не выказывал своего отношения ко всему этому, язвительно заметил, что «лекарю», видно, деньги понадобились...

Я заводил разговор об этой самой таинственной болезни с несколькими знакомыми. Большинство разделяло мое мнение, что это вечные, в том числе и в нашу эпоху айфонов, спутники человечества: темнота и невежество. Но от кое-кого, от кого как раз не ожидал, услышал расплывчатое: ну, ты знаешь, а вот были случаи... И начинали рассказывать истории про своих знакомых и родственников, которых с успехом пользовали такие лекари. А один мой собеседник стал даже на их защиту грудью. Вот почему, наверное, эта тема и табуирована.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG