Международная организация журналистов-расследователей в области организованной преступности и коррупции опубликовала очередную порцию материалов «панамского досье». В списке имена 85 грузин, которые владеют имуществом в офшорах. Авторы исследования, журналисты Дэвид Блосс и Нино Бакрадзе, подчеркнули, что само по себе владение имуществом в офшорах не является преступлением – незаконны действия, направленные на использование офшоров для отмывания денег, добытых незаконным путем.
В отличие от первого списка «панамского досье», в котором фигурировали имена Бидзины Иванишвили и Давида Кезерашвили, нынешний длиннее – в него попали имена 85 человек. Среди них политики, бизнесмены и юристы. В том числе и шесть женщин.
По словам журналиста Дэвида Блосса, сформированная его отделением база данных содержит имена граждан, связанных с Грузией. В списке фигурируют такие известные люди, как Арчил Кбилашвили, Каха Дамения, Вано Чхартишвили, Заза Окуашвили, Давид Якобашвили, Коба Накопия и другие. К списку прилагаются номера удостоверений личности и наименование компаний, с которыми связана их деятельность.
В разговоре с Радио Свобода Дэвид Блосс пояснил, что созданная журналистами база данных является своеобразным путеводителем, с помощью которого правоохранительное органы, репортеры или НПО смогут получить конкретную информацию в отношении тех или иных лиц:
«Это база данных, которая содержит конкретные ссылки, по которым открывается информация в отношении тех или иных имен. По этим ссылкам можно выяснить, где зарегистрирована та или иная компания и какова цель ее деятельности. Это отправная точка для заинтересованных лиц, которые могут провести собственное расследование».
Как подчеркнула журналист Нино Бакрадзе, по законодательству Грузии владение имуществом в офшорах не является преступлением:
«Основной мотивацией вывода имущества в офшоры является сокрытие доходов. К примеру, в 2008 году один грузинский чиновник в письме, направленном в адрес руководства офшорной компании, объяснял свой интерес к ней тем, что в Грузии непомерно высокое налогообложение. После парламентских выборов этот чиновник занимал кресло заместителя министра. Что касается малоизвестных лиц, фигурирующих в списке, то они руководят компаниями на основании доверенностей, однако нетрудно вычислить имена их подлинных владельцев. Мы не заявляем, что лица, фигурирующие в списке, априори совершили преступление, однако вопросы остаются».
По словам представителя грузинского отделения Transparency International Ираклия Урушадзе, юрисдикция офшоров может быть применена для ведения абсолютно законной деятельности. Другое дело, когда вопросы появляются в отношении политиков:
«Когда у бывших или действующих политиков обнаруживаются активы в офшорах, это порождает вопросы, в частности, не было ли их целью сокрытие незаконно добытого имущества. Новые списки содержат несколько имен, которые могут стать объектом интереса СМИ и НПО. Я бы обратил внимание общественности на этическую составляющую: люди с политическими амбициями, которые скрывают доходы, даже формально не нарушая закона, наносят непоправимый ущерб своей репутации».
По словам Нино Бакрадзе, на очереди публикация очередного списка. Журналист затруднилась назвать конкретные сроки, так как исследование многотысячных списков является весьма трудоемким процессом.