Accessibility links

Альянс ингушских богословов


Инициатором проведения диалога выступил сам глава республики. О необходимости подобных встреч руководитель региона начал говорить после конфликта прихожан Насыр-Кортской мечети с представителями муфтията. Фото пресс-службы главы Ингушетии
Инициатором проведения диалога выступил сам глава республики. О необходимости подобных встреч руководитель региона начал говорить после конфликта прихожан Насыр-Кортской мечети с представителями муфтията. Фото пресс-службы главы Ингушетии

В Ингушетии продолжается диалог между представителями различных течений ислама с целью преодоления разногласий и консолидации всех мусульман республики.

26 июля в Магасе прошла очередная встреча религиозных деятелей, на которой продолжилось обсуждение некоторых аспектов исламской теологии. Две недели назад глава республики Юнус-Бек Евкурова встретился с известными ингушскими богословами и договорился с ними создать рабочую группу по решению религиозных споров. В ходе тщательных согласований отобрали кандидатов, и, несмотря на то, что муфтий республики Иса Хамхоев проигнорировал это мероприятие, его представители также включились в работу сформированной группы.

Инициатором проведения диалога выступил сам глава республики. О необходимости подобных встреч руководитель региона начал говорить после конфликта прихожан Насыр-Кортской мечети с представителями муфтията, который произошел летом прошлого года. Комментируя инцидент в мечети, Евкуров пообещала, что будут обязательно найдены пути выхода из сложившейся ситуации, которые должны устроить все стороны. Развитие конфликта удалось предотвратить, но попытки руководства республики примирить его участников не увенчались успехом.

Альянс ингушских богословов
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:00 0:00
Скачать

Формально стороны примирились, но разногласия не были устранены. Юнус-Бек Евкуров обратился к ингушскому муфтию Исе Хамхоеву с предложением добровольно сложить свои полномочия, так как считал, что он не способен наладить примирительный процесс и реформировать работу муфтията. Муфтий отказался уходить в отставку, открыто заявил о своем неприятии салафитской общины и фактически перешел в оппозицию к республиканской власти.

Изначально предполагалось обсудить все спорные вопросы на съезде мусульман Ингушетии, проведение которого запланировали на 29 марта т. г., однако сторонники опального муфтия выступили против проведения съезда, справедливо полагая, что там будут обсуждать не столько разногласия в позициях, сколько решать вопрос о выборе нового духовного лидера мусульман. К этому времени Духовный центр мусульман Ингушетии почти полностью лишился поддержки республиканских властей, а часть его функций администрация главы республики делегировала вновь созданному Совету алимов.

Не желая обострять ситуацию, от проведения съезда решили отказаться. В открытом обращении к жителям Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сообщил о переносе даты проведения съезда на более поздний срок, при этом отметил, что выбором нового руководителя мусульман займется Совет алимов, а надзорные органы завершат процедуру ликвидации муфтията «как общественной организации, не выполняющей своих обязанностей, что, в том числе, также является причиной серьезных разногласий между представителями различных тарикатов и религиозных течений».

Духовенство и руководство Чеченской Республики недвусмысленно высказывались в поддержку муфтия Хамхоева, однако портить отношения с главой Ингушетии чеченская сторона также не намерена. Так, например, муфтий Чечни Салах Межиев несколько раз выступал с жесткой критикой ингушских салафитов, но в тоже время встречался с главой и духовными авторитетами Ингушетии, поддерживающими всех мусульман республики, не разделяя их на чужих и своих. Изменений позиций в этом вопросе у официального Магаса пока не наблюдается.

Более того, совсем недавно Евкуров раскритиковал законодательную инициативу ингушских депутатов к закону, предусматривающему обязательную юридическую регистрацию религиозных групп. Если быть точнее, критике подверглась пояснительная записка к проекту закона, в которой указано, что на территории Ингушетии свою деятельность осуществляют 13 незарегистрированных мечетей и более 70 незарегистрированных религиозных групп. По данным ингушских парламентариев, ряд из них имеет радикальные убеждения, сущность которых сводится к изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации.

«Вы пишете так, как будто в Ингушетии нет власти… Все свели к тому, что из-за Ингушетии закон в стране надо принимать», – посетовал Евкуров. По его словам, в республике нет ваххабитов и незарегистрированных мечетей, нет религиозных групп, преследующих какой-то злой умысел. Закон нужен, считает он, но его надо принимать для всех религиозных объединений, любых конфессий, действующих на территории России.

Именно для того, чтобы в республике не было незарегистрированных религиозных групп, а также с целью объединения и консолидации всех мусульман, в Ингушетии создали дискуссионную площадку, на которой авторитетные ингушские богословы смогут обсудить все спорные вопросы и выработать общую позицию по важным религиозным темам. Нельзя сказать, что диалог проходит гладко, но пока ни одна из сторон не уклоняется от участия в нем. Для сохранения стабильного положения в обществе другой альтернативы у мусульман Ингушетии на сегодняшний день нет.

XS
SM
MD
LG