Первый рабочий день нового министра обороны Грузии Левана Изория был омрачен скандалом. Оппоненты власти назвали большой ошибкой решение премьер-министра Георгия Квирикашвили доверить оборонное ведомство человеку из спецслужб. Впрочем, премьер-министру сегодня пришлось отвечать на вопросы, связанные с деятельностью его предшественников. Речь идет о возможной утечке секретной информации из оборонного ведомства в спецслужбы другой страны.
Атмосфера в здании Министерства обороны напряженная, и у сотрудников ведомства на то есть причины. Каждый новый министр обещает сохранить верность стремлению к евроатлантическим структурам, но не рабочие места за сотрудниками. Вот и сегодня новый министр Леван Изория в свой первый рабочий день говорил, что приоритетом остается сближение Грузии с НАТО, но ни слова не проронил о том, планирует ли он массовую смену кадров. Ожидание большой чистки усугубляется из-за разгоревшегося скандала вокруг оборонного ведомства. Речь идет о возможной утечке информации о секретных военных объектах в 2014-15 годах. Тогда ведомство возглавлял контрразведчик Миндия Джанелидзе, ныне глава совета по управлению кризисами и вопросам безопасности при премьер-министре.
Масла в огонь подлила уже бывший министр обороны Тина Хидашели. Накануне она заявила, что, став министром, она сразу же уволила сотрудника, со спецпропуском которого посторонний человек, Тристан Цителашвили, проник на секретный объект и проводил съемку, и что соответствующие документы она тогда же направила в Главную прокуратуру. Этот инцидент для противников назначения бывшего замглавы СГБ Левана Изория на пост министра обороны стал еще одним аргументом: «вот что происходит, когда ведомство возглавляет человек из спецслужб». Премьер-министр Георгий Квирикашвили, который сегодня представил нового министра сотрудникам Минобороны, критику в адрес Изория назвал «неадекватной». Что же касается скандала, для Квирикашвили, как он сказал, неприемлемы обвинения, особенно со стороны представителей бывшей партии власти «Нацдвижения»:
«Все это, как мне кажется, продолжение той кампании, когда тебя обвиняют лишь для того, чтобы вынудить ответить. Если нужно будет, мы расследуем это дело. Но со стороны политиков, которые фактически поставили нашу страну на грань существования, а сегодня обвиняют нас в антигосударственном поступке, – это очень несправедливо».
Главная прокуратура в свою очередь опровергла заявление Тины Хидашели о том, что следственные органы были в курсе вероятной утечки секретной информации. После того, как о своей заинтересованности в расследовании заявил премьер-министр, Главная прокуратура сегодня запросила материалы из оборонного ведомства.
Еще более запутали ситуацию заявления главных фигурантов скандала. Миндия Джанелидзе опроверг обвинения. А Тристан Цителашвили, бывший военный, который после прихода к власти «Грузинской мечты» был освобожден из тюрьмы со статусом «бывший политзаключенный», заявил, что Миндия Джанелидзе в бытность министром обороны был в курсе его деятельности. На сегодняшней пресс-конференции Тристан Цителашвили опроверг информацию о том, что прежние власти его обвинили в госизмене и что срок он отбывал за незаконное хранение наркотиков. Соотнести формальные обвинения с фактически инкриминируемой статьей обвинения, которые в связи с «госизменой» во времена ЕНД не всегда совпадали, действительно, затруднительно, однако это только усиливает все противоречия. А на стратегический объект Цителашвили, по его словам, допустили как военного эксперта:
«Я не был на секретных объектах, никакой съемки и записи я там не вел. Я был на военной базе в Телети, там Гиги Каландадзе, когда он был главой генштаба, прятал украденную технику. Я готов к сотрудничеству с прокуратурой, готов передать те материалы, которые связаны с украденными деньгами, Михаилом Саакашвили, Каландадзе, Кезерашвили, Бачаной Ахалая».
Скандал набирает обороты, в него вовлекаются новые люди и политические мотивы. Тристан Цителашвили обвинил Тину Хидашели в сговоре с «Националами», телекомпанией «Рустави 2», которой Гиги Каландадзе рассказал в интервью о незаконном посещении Цителашвили военного объекта, и пригрозил судом. С «Рустави 2» у Цителашвили старые счеты. В 2002 году тогдашние журналисты уличили его в незаконной торговле оружием.
Исполнительный директор Атлантического совета Грузии Георгий Мучаидзе считает делом чести и престижа государства скорейшее расследование данного дела:
«Если оборонное ведомство не сможет соблюдать правила по охране секретной информации, уменьшится доверие со стороны партнеров НАТО, и это никак не будет способствовать нашей интеграции в эту структуру. Поэтому необходимо изучить это дело и адекватно отреагировать по результатам расследования».
Опасается эксперт и по поводу нового министра обороны. Ведь Леван Изория пришел из СГБ – структуры, которая на сегодняшний день считается самой непрозрачной и не подлежащей общественному контролю.