В Грузии, возможно, будет восстановлен обязательный призыв в ряды регулярной армии. О своем решении по этому вопросу министр обороны Леван Изория пообещал известить общественность в ближайшее время. Между тем некоторые представители оппозиции призвали министра не идти на этот шаг. Своим мнением на эту тему с «Эхом Кавказа» поделились и эксперты.
Сегодня четвертой механизированной бригаде Министерства обороны Грузии исполнилось 25 лет. Поздравить военнослужащих с юбилеем на военной базе в Вазиани собрались представители командования Генерального штаба и министр обороны Грузии Леван Изория. Выступая перед составом бригады, он сообщил военным, что с будущего года они примут участие в программе повышения боеготовности вооруженных сил, в рамках которой их будут тренировать представители ВС США. «Лучший способ предотвратить нападение на государство, – находиться на высоком уровне обороноспособности», – подытожил свою речь министр. Сказанное сегодня министром – это лишь небольшая часть планов на будущее, о которой немногословный Леван Изория сказал вслух за три месяца нахождения на посту министра. Между тем в интервью грузинским СМИ он заявил, что уже в ближайшее время расскажет о запланированных Минобороны мероприятиях и программах. В том числе прольет свет на особо тревожащую общество тему: будет ли в Грузии восстановлен обязательный призыв в ряды вооруженных сил Грузии.
«Мы изучили опыт практически всех стран. И, естественно, у меня, как у министра, сложилась своя позиция. Однако на данном этапе я воздержусь что-либо говорить о ней. В ближайшем будущем планируем поделиться своими соображениями с экспертами, с неправительственным сектором, для того чтобы в дискуссию были вовлечены широкие слои общественности. Естественно, их мнение будет интересным. Затем мы планируем выступить перед общественностью с отчетом о нашей работе, проделанной за 100 дней, тогда и обсудим детально планы на будущее. В том числе и вопрос, касающийся призывников», – сказал Изория.
Решение об отмене обязательного призыва (в регулярную армию Грузии) 27 июня приняла экс-министр обороны Грузии Тина Хидашели, из-за чего ее подвергли серьезной критике представители правящей коалиции. «Она просто пытается набрать очки для своей партии перед парламентскими выборами», – заявляли тогда некоторые ее оппоненты. Однако новое руководство ведомства тоже не спешит говорить о своем решении, что вполне может быть попыткой «не потерять» расположения избирателей в разгар второго тура выборов, считает политолог Ника Читадзе:
«Возможно, власти отказывались от каких-то инициатив перед выборами. Что же касается призыва, то я против. Я считаю, что грузинская армия должна перейти на профессиональную (контрактную) службу. Мы знаем, что многие молодые люди поступают в вузы не потому, что хотят учиться. Просто ради статуса студента, (который позволял уклониться от обязательного призыва). В данном случае (в условиях контрактной службы), если кто-то хочет пройти военную службу, у него будет мотивация, в том числе и финансовая. Многие не будут зря тратить деньги для того, чтобы зарегистрироваться в какой-нибудь учебной программе, чтобы их не призвали в армию».
Не согласен с мнением Ники Читадзе главный редактор военного журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили:
«Да, грузинская армия на 93% состоит из контрактников. А во многих бригадах и вовсе нет призывников. Но, с другой стороны, – это проблема. Контрактникам, которым на самом деле надо проходить боевые учения, (тактическую) подготовку, приходится стоять в карауле. И я думаю, государству совсем не выгодно нанимать для этого контрактников, которым надо будет платить больше 1000 лари».
Своим мнением по этому поводу сегодня поделились и представители партии «Свободные демократы». Они напомнили министру, что работа над переводом военной службы на контрактную основу в Грузии ведется последние четыре года. Кроме того, отмена обязательного призыва – «рекомендация НАТО и других стратегических партнеров» государства, заявили представители оппозиции. В случае же если нынешнее руководство оборонного ведомства примет решение возобновить обязательный призыв, – это станет большим «шагом назад» для Грузии, считают они.