С предприятий увольняют сотрудников, пишет экономический обозреватель газеты «Бизнес-резонанси» Мари Читая. «Если сравнить показатели первых двух кварталов 2016 года с аналогичным периодом 2015 года, то число занятых граждан Грузии сократилось на 26 тысяч. По данным Национальной службы статистики Грузии, в прошлом году в предпринимательском секторе работали 626 тысяч человек, а в этом году их число опустилось до 600 тысяч», – пишет автор статьи. Выходом из сложившейся ситуации эксперт по социально-экономическим вопросам Нодар Капанадзе видит в системном подходе и политике со стороны правительства. Впрочем, Капанадзе не думает, что власть сможет вплотную заняться этим вопросом.
Еще один эксперт Гоча Александрия, анализируя внешние и внутренние факторы, приходит к выводу, что после сокращения сотрудников в сфере тяжелой промышленности процесс затронет импортеров, сферу торговли и услуг:
«Постоянная девальвация национальной валюты затрагивает все сферы. Регионы не развиваются, в стране плохие условия труда – все это результат неправильной политики. И все это подталкивает людей искать работу за рубежом», – сказал Гоча Александрия в интервью газете «Бизнес-резонанси».
В статье «Смертоносные игрушки» газета «Сакартвелос республика» пишет о результатах лабораторной экспертизы детских игрушек. В девяти из десяти изученных экземпляров обнаружены токсические вещества в большом количестве. Исследование провела неправительственная организация «Центр стратегических исследований и развития». 31 октября представители центра закупили 10 кукол в разных магазинах Тбилиси и направили в Германию в профильную лабораторию для анализа безопасности игрушек. Представитель центра Лия Тодуа говорит, что было обнаружено вещество диэтилгексилфталат (DEHP). Оно используется для придания эластичности пластмассовым изделиям, но при попадании в пищеварительную систему ребенка наносит серьезный, а иногда и непоправимый вред:
«Применение этого вещества в производстве игрушек запрещено в ЕС. В Грузии таких ограничений нет. Мы результаты нашего исследования направили правительству, парламенту, Народному защитнику, чтобы были предприняты меры. Но из-за того, что в стране нет никакого регулирования в отношении детских игрушек, их изъятие из продажи зависит только от доброй воли владельцев магазинов», – говорит Лия Тодуа.
Как пишут авторы статьи Манана Нозадзе и Бека Данелия, правительство Грузии в рамках договора об ассоциации с Евросоюзом до начала 2019 года должно принять соответствующий закон и создать ведомство по безопасности и мониторингу рынка детских игрушек.
Об очередном приобретении основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили пишет еженедельное издание «Квирис палитра». После покупки двухсотлетнего тюльпанного дерева и пересадки его из Аджарии в Уреки, в Гурии, Иванишвили приобрел для своего дендрологического парка еще одно реликтовое дерево, которому более 100 лет. На этот раз в Озургети, в селе Мэрия. Пока дерево все еще украшает двор Димы Гобронидзе. В интервью «Квирис палитра» он уточнил, что это дерево не баобаб, как пишут грузинские СМИ, а гинкго билоба:
«Мой дедушка Диомиде 100 лет тому назад привез саженец из Батуми и взрастил его. За ним ухаживал мой отец, а теперь я. Мне обидно, что тут в селе меня осуждают: мол, достояние предков продаю. А мне кажется, что человек для того работает, создает имущество, чтобы существовать и семью прокормить. Тем более что в дереве там, в дендрологическом парке в Уреки, будут души не чаять, и все желающие смогут его увидеть. Я так благодарен дедушке, что его труд вот так нам, его потомкам, пригодился».
«Правда, что за дерево Иванишвили выплатит вам 44 тысяч долларов США?» – на это вопрос журналиста Этер Эрадзе Дима Гобронидзе не стал отвечать.