Accessibility links

Цена стратегического партнерства, беспринципность или глупость?


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Тройственный союз Азербайджан-Грузия-Турция – самый успешный пример регионального сотрудничества на Кавказе. Никакие внутриполитические сдвиги в этих странах не отображаются на партнерских отношениях. Очевидная основа союза – геополитическая и экономическая, она связана с транспортировкой каспийских нефти и газа и интересом сдерживания экспансионистских устремлений России.

Но некоторые вещи меняются. В середине 1990-х тройственный союз часто рассматривали как прозападную ось в регионе в противовес антизападной оси Россия-Иран с примкнувшей к ним Арменией. Это отражалось и на ситуации внутри стран: считалось, что Грузия и Турция развиваются в демократическом направлении, и даже более авторитарный Азербайджан пытался соблюдать какие-то приличия. Сегодня Грузия остается верной западному курсу и островком относительной свободы, но ее партнеры все более отдаляются от Запада и становятся все более авторитарными внутри.

Это уже стало приводить к проблемам. В Грузии оказываются все больше граждан Азербайджана и Турции, которые скрываются от политических преследований в своих странах. Они, как правило, предпочли бы найти пристанище в Европе или Америке, но туда попасть сложно, а поехать в Грузию – дешевле и проще. Их правительствам не нравится, что геополитический партнер широко открывает двери «врагам». Но выдача таких людей или пресечение их деятельности означали бы отказ от европейских ценностей, верность которым Грузия декларирует.

Цена стратегического партнерства, беспринципность или глупость?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:43 0:00
Скачать

Два последних случая показывают реальность проблемы. Власти Турции требуют экстрадиции давно живущего в Тбилиси бизнесмена Эмре Чабука. Турция обвиняет его, как и всех, кто как-то связан с движением Фетхуллаха Гюлена, в террористической деятельности и требует его выдачи. Однако конкретных доказательств за подобными обвинениями, как правило, нет, поэтому демократические государства таких требований не выполняют. Грузинские власти Чабука арестовали, но решение о его экстрадиции пока не принято. Мы не знаем, каким оно будет, но прецедент выполнения турецкого заказа уже был: в феврале Министерство образования, придравшись к техническим деталям, лишило авторизации (практически закрыло) гюленовскую школу в Батуми.

Еще более громкий скандал вызвала история с живущим в Грузии азербайджанским оппозиционным журналистом Афганом Мухтарлы, который 29 мая пропал из Тбилиси и вскоре оказался в Баку. По версии азербайджанских властей, он был задержан на границе, которую пытался незаконно пересечь с контрабандной целью, – хотя паспорт оставил дома. По утверждению адвоката Мухтарлы, последнего остановили близ его дома люди в форме грузинской полиции, а затем передали азербайджанцам. Власти причастность отрицают и призывают воздержаться от комментариев до окончания следствия.

Официальной версии верить в данном случае очень трудно. Более или менее реалистических предположений два. Возможно, была какая-то политическая сделка, в рамках которой грузинское правительство решило сдать Мухтарлы, но не хочет в этом признаться. Нельзя исключить, что Азербайджан сам провел операцию, подкупив и использовав каких-то грузинских «силовиков». Какое бы из этих предположений не было бы правдой, грузинские власти выглядят слабыми, беспринципными и не слишком умными.

Эпизод с Мухтарлы – тоже часть тенденции. В последнее время отношение Тбилиси к азербайджанским политическим беженцам резко ухудшилось: им перестали давать вид на жительство, не говоря уже о политическом убежище, и всемерно намекали, что им лучше поехать куда-нибудь еще.

Естественно предположить, что подобное развитие событий – результат усиления давления со стороны Турции и Азербайджана. Главный вопрос: может ли Грузия ему противостоять? Не вызывает сомнений, что партнерские отношения с этими странами крайне важны как экономически, так и для сохранения реального суверенитета страны. Грузия энергетически независима от Кремля только потому, что полностью зависима в этом смысле от Азербайджана. Стоит ли в этих условиях печься о личных правах господ Чабука, Мухтарлы и других?

Правильный ответ: не только стоит, но обязательно надо как из соображения нормальных человеческих ценностей, так и для защиты собственного национального достоинства. Да, партнерские отношения с Турцией и Азербайджаном крайне важны для Грузии, но дружественная Грузия также очень нужна этим странам: без взаимности интересов никакой «оси» никогда бы не было. Правительство не должно и не может себе позволить выглядеть послушным исполнителем воли Анкары либо Баку.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG