Accessibility links

Европейские инвесторы на Северном Кавказе: миф или реальность?


В Москве на днях состоялась встреча Льва Кузнецова с представителями европейского бизнеса. Она не была первой – министр по делам Северного Кавказа уже не раз презентовал потенциал региона зарубежным предпринимателям. В последней встрече приняли участие и представители Корпорации развития Северного Кавказа. По задумке, с их помощью сотрудничество должно выйти на новый уровень.

Сферы, которые нуждаются во вложениях, - традиционные: это - сельское хозяйство, туристический кластер, промышленное производство, фармацевтика. Зарубежный бизнес так или иначе присутствует в этих отраслях, и российская сторона заинтересована в расширении сотрудничества. Интерес высказали и в Ассоциации европейского бизнеса – глава АЕБ Франк Шауфф предложил презентовать потенциал СКФО на общих площадках.

Максимально привлечь зарубежный бизнес – европейский, китайский, ближневосточный – важная задача для всех северокавказских республик. Каждый глава республики обещает улучшить «инвестиционную привлекательность региона». Процесс наталкивается на препятствия – нестабильность региона, экономические санкции. Так какие республики действительно могут рассчитывать на серьезные денежные вливания из-за рубежа?

Наиболее интересен Ставропольский край... Далее по привлекательности для европейских инвесторов идут КЧР и КБР, но там в большей степени туризм и отдельные отрасли сельского хозяйства. Затем следует Дагестан.

«Среди регионов, входящих в сферу деятельности Корпорации развития Северного Кавказа, наиболее интересен Ставропольский край по всем перечисленным отраслям, - считает управляющий партнер ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК) Моисей Фурщик. - Далее по привлекательности для европейских инвесторов идут КЧР и КБР, но там в большей степени туризм и отдельные отрасли сельского хозяйства. Затем следует Дагестан, где для европейцев интереснее всего тема сельского хозяйства», - пояснил он корреспонденту «Кавказ.Реалии».

Самостоятельно европейцам сложно решиться на прямые инвестиции в эти республики, но партнерство с КРСК радикально снижает уровень риска, поэтому такой формат представляется вполне реальным, полагает Фурщик.

Эксперт по Северному Кавказу Николай Проценко считает, что европейцев могут заинтересовать все регионы, где есть потенциал в области АПК, и власти создают условия для развития этой отрасли. «Можно отметить, прежде всего, активность итальянского консула Пьерпаоло Лодиджиани на Юге России. Он приложил немало усилий для того, чтобы продвигать итальянские технологии, которые достаточно активно используются в инвестпроектах в сельском хозяйстве Северного Кавказа. В качестве примера можно привести интенсивное садоводство Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Там все технологии, посадочный материал и техническое сопровождение - из Италии. Насколько я понимаю, вопрос санкций здесь вообще не актуален, поэтому в данной сфере сотрудничество с Европой выглядит вполне безопасно», - поясняет эксперт.

Один из проектов – яблочный сад-гигант в Ингушетии – уже успешно развивается, напомнил Проценко. «А что касается участия в туркластере, то оно неизбежно, потому что все оборудование горнолыжных курортов – импортное», - добавил он.

Один из проектов – яблочный сад-гигант в Ингушетии – уже успешно развивается.

При этом нужно понимать, что технологическое партнерство с Европой – одно дело, а прямые инвестиции – совсем иная задача. «Тут масса вопросов, в том числе санкционных. Судьба проекта «Этана» в КБР – прямое тому подтверждение. Его смогли переориентировать на Китай, было подписано новое соглашение, но еще надо посмотреть, к чему оно приведет», – отмечает Проценко.

О перспективах прямых инвестиций в Северный Кавказ говорилось не единожды, напоминает эксперт. «Достаточно просто посмотреть на авторитетный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ агентства RAEX. В нем республики СКФО традиционно находятся на последних местах по уровню инвестиционных рисков, причем ситуация не меняется из года в год. Набор этих рисков хорошо известен: это и политическая нестабильность (частые смены власти как на уровне регионов, так и в муниципальных образованиях), и высокий уровень клановости, и криминальные риски, и нехватка инженерной и транспортной инфраструктуры и так далее», - поясняет Проценко.

Эксперт уверен, что активизация прямых иностранных инвесторов во многом будет зависеть от того, насколько успешным окажется процесс привлечения инвесторов внутренних. «Нынешний механизм поддержки приоритетных проектов через включение их в программу социально-экономического развития СКФО и докапитализацию КРСК представляется более эффективным и понятным, чем предыдущий механизм госгарантий по кредитам, который, по сути, так и не заработал», - отмечает он.

Кавказ. Реалии.

XS
SM
MD
LG