Accessibility links

Женевская конвенция не указ


В ситуации с Чатаевым вызывает опасения настойчивость болгарской прокуратуры, требующей, чтобы суд, вопреки Женевской конвенции, принял решение об экстрадиции обвиняемого
В ситуации с Чатаевым вызывает опасения настойчивость болгарской прокуратуры, требующей, чтобы суд, вопреки Женевской конвенции, принял решение об экстрадиции обвиняемого
В Болгарии по запросу российских властей задержан выходец из Чечни Ахмед Чатаев, имеющий статус политического беженца в Австрии. Суд города Хасково принял решение о его экстрадиции в Россию.

Ахмед Чатаев был задержан на болгаро-турецкой границе 19 мая по запросу российских властей. Он и двое его друзей направлялись в Турцию. На протяжении всего пути из Вены в Стамбул молодых людей регулярно задерживали полицейские службы тех стран Евросоюза, границы которых они пересекали. После каждого задержания полицейские направляли запрос в Австрию и, получив ответ, что Чатаев действительно находится под защитой австрийской полиции как политический беженец, приносили извинения чеченцам за доставленные неудобства. Но 19 мая утром на пограничном посту «Капитан Андреево» болгарские полицейские, ранее уже проверявшие Ахмеда и его спутников, объявили, что он арестован по запросу Интерпола из России.

В Чечне против Чатаева было возбуждено уголовное дело № 52508, а в 2008 году районный суд г. Грозного Чеченской республики вынес решение о его аресте. Обвинения выдвинуты по статьям 208 и 205 УК РФ: членство в вооруженной преступной группе и терроризм. На основании этого Министерство внутренних дел России разместило информацию о нем в базе данных Интерпола.

Ахмед Чатаев - инвалид II группы, потерял правую руку во время второй чеченской кампании. В 2001 году бежал из Чечни, а в 2003-м получил политическое убежище в Австрии. Уже после этого его задерживали и в Швеции, и на Украине. В последний раз Россия требовала его экстрадиции, но получала отказ. Запрос на выдачу Чатаева был направлен и австрийским властям, но и они вынесли отказное решение.

Слушать
Женевская конвенция не указ
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:51 0:00
Скачать


В Болгарии, которая является страной - членом Евросоюза и должна считаться со статусом политического беженца, выданного Чатаеву Австрией, события ныне развиваются по совершенно другому сценарию. По его делу прошло уже четыре заседания суда, и все решения вынесены не в пользу обвиняемого. При этом правозащитники и представители чеченской диаспоры в Европе обращают внимание на весьма странные детали этой истории. Так, первый прокурор, заявивший о том, что для экстрадиции беженца из Чечни нет никаких оснований, был отправлен в отпуск. Следующий прокурор во время последнего процесса с такой яростью атаковала Чатаева, что у людей, присутствовавших на заседании, сложилось впечатление, что она испытывает стойкую личную неприязнь к обвиняемому. Международные правозащитные организации и австрийские власти обратились в суд с просьбой отклонить требование России о выдаче Чатаева. Но, несмотря на это, окружной суд в городе Хасково первого июля вынес решение о его экстрадиции. Шестого июля защита подала апелляционный иск в Высший суд в городе Пловдив.

Адвокат Веско Георгиев связался с Европейским судом по правам человека в Страсбурге. Дело в том, что ранее он уже принимал решение об отказе в выдаче Чатаева России, когда тот был задержан на Украине. Страсбурский суд ответил, что он может принять дело к рассмотрению только после того, как болгарское правосудие вынесет окончательный вердикт.

Женевская конвенция, под защитой которой находится любой беженец в странах Евросоюза, запрещает выдачу лица, получившего политическое убежище, той стране, откуда он бежал. До сих пор никто в Европе не нарушал это правило. Российские власти смогли добиться выдачи только тех своих граждан, чьи просьбы о предоставлении убежища находились на стадии рассмотрения. Таких случаев всего два. Первый - в 2008 году Испания выдала Мурата Гасаева, который впоследствии был оправдан российским судом. Второй - экстрадиция Рустама Баркинхоева из Австрии в 2009 году.

Европейские власти, согласно соглашениям о взаимной выдаче подозреваемых в совершении преступлений и преступников, чья вина доказана, заключенным с Россией, обязаны экстрадировать лиц, находящихся в базе данных Интерпола. Поэтому все, чье имя попало в список разыскиваемых, задерживаются, независимо от того, имеют они статус политических беженцев или нет. Так, в 2010 году в Германии по запросу России были задержаны Тимерлан Абдулазимов и Исмаил Байханов, но после недолгого разбирательства их как политических беженцев освободили.

В ситуации с Чатаевым вызывает опасения настойчивость болгарской прокуратуры, требующей, чтобы суд, вопреки Женевской конвенции, принял решение об экстрадиции обвиняемого. Болгария упорно не желает считаться с решениями Европейского суда по правам человека, которые были вынесены ранее по абсолютно идентичному делу, когда вопрос о выдаче Чатаева рассматривался на Украине. Австрийские власти не собираются лишать Чатаева статуса беженца, несложно догадаться, что ЕСПЧ, как и раньше, примет его сторону, согласно правилу № 39 регламента Суда. По нему экстрадиция лица, находящегося в Евросоюзе под защитой по политическим мотивам, невозможна ни при каких обстоятельствах.

До сего момента адвокат Веско Георгиев напрасно призывал судей последовать примеру их коллег из Швеции и Австрии. Он напоминал им о том, что в Евросоюзе действуют единые законы, и это правило, увы, не подлежит пересмотру. Однако судьи города Хасково, принимая решение об экстрадиции Чатаева в Россию, возможно, руководствовались не буквой закона, а словами из песни Леонида Утесова: «хороша страна Болгария, но Россия лучше всех». Впрочем, я серьезно опасаюсь того, что решение «братушек» потрафить своему историческому союзнику может сильно расстроить их соседей по Евросоюзу.
XS
SM
MD
LG