СУХУМИ---В столице Абхазии на набережной Махаджиров рядом с морпортом, практически в ста метрах от знаменитой Брехаловки, открыли памятник Чику - персонажу, созданному легендарным писателем Фазилем Искандером. Автором стал молодой сухумский художник и скульптур, деятель многих других видов искусств – Архип Лабахуа. Мы поинтересовались у него, как бы он сам охарактеризовал героя, которого изваял:
"Во-первых, добрый парень, скромный, но в то же время хулиган, - вот эти три качества я в нем вижу", - говорит автор.
Памятник Чику – первый в Сухуме, посвященный литературному персонажу. Председатель союза художников Абхазии Адгур Дзидзария надеется, что установка на набережной скульптуры Чика - первый шаг в этом направлении, и за ним последуют другие подобные проекты. «Искандер для Сухума, как Моцарт для Зальцбурга», - говорит художник. Он находит, как минимум, странным то, что такой персонаж, как Чик, отлитый в бронзе, появился в столице только сейчас, а не гораздо раньше.
"Это витало в воздухе, назрела необходимость в этом, особенно для тех, кто понимает. Художники и просто умные люди понимали, что все это нужно. Но этого, к сожалению, не было. В данном случае эта маленькая скульптура - абсолютное попадание, камешек, которым издалека сбивается сразу несколько мишеней. И это очень здорово. Фазиль Искандер для нас – кладезь", - считает Адгур Дзидзария.
Автор скульптуры Архип Лабахуа изваял искандеровского персонажа с курицей в руках. Под памятником выгравирована цитата из произведения писателя - «Вдруг Чику стало жалко курицу… она была такая белая!» По словам скульптура, из всех рассказов о Чике именно эта сцена тронула его больше всего, и он сразу увидел, как можно ее изобразить.
"Она так меня вдохновила, что я мгновенно увидел эту сцену, это его переживание. Когда он резал механически головы курицам, и вдруг какая-то жалость возникла. Ведь есть дети, которые вообще никого не жалеют - ни куриц, ни тараканов, ни муравьев", - рассказывает Архип Лабахуа.
Место для установки памятника, естественно, было выбрано неслучайно. В качестве постамента для скульптуры служит рельефная ограда, идущая вдоль набережной – это тоже, по словам автора, своеобразный художественный ход, Чик как бы вписан в естественную для себя среду, памятник не нарушает ее, а, напротив, организует вокруг себя пространство.
"Вообще, мне эта пустота на тумбах на набережной очень нравится, но она немного поднадоела. Чем-то надо заполнять. А это место выбрали в силу того, что где-то здесь Чик мог бегать, - старенький дом, набережная. Была идея поставить его на тротуаре, как делают во многих европейских городах. Но это опасно, потому что здесь бегают дети, а клюв у курицы на скульптуре очень острый", - то ли шутя, то ли всерьез говорит автор.
"Я думал: вот здесь центр города, но при всем при том – дикое пространство. А эта скульптура, вот этот маленький мальчик Чик, очень много на себя взяла. Он действительно стал неким центром, вокруг которого начали организовываться пространство и циркулировать определенная энергия", - делится своей точкой зрения Адгур Дзидзария.
Справедливости ради стоит сказать, что не всем сухумским знатокам творчества Искандера пришлось по душе месторасположение памятника. Режиссер Валерий Кураскуа, например, убежден, что Чик должен стоять в буквальном смысле ближе к народу.
"Ну, что я могу сказать. Мне жутко не нравится вот этот постамент, мне кажется, что это несовременно; он должен был находиться в более естественной среде, в более естественном окружении, прямо на земле, вон там, на травке, чтобы мы почувствовали его гражданином этого города, таким, каким мы его чувствовали, когда читали книгу. Свой, близкий человек не может стоять на постаменте. Время постаментов закончилось в Советском Союзе. Все. Теперь нужно что-то более естественное, более приближенное к нам, чтобы здесь был наш друг. А тут мой друг стоит с маленькой курочкой на таком пафосном постаменте. Объясните мне, почему? – Нет у вас никакого объяснения, нужно переставить", - таким образом озвучил свои требования абхазский режиссер.
Скульптура Чика сразу после того, как с нее сняли традиционное белое полотно, стала привлекать к себе внимание не только абхазских поклонников творчества Фазиля Искандера, но и туристов, особенно детей, несмотря на пасмурную погоду прогуливающихся по набережной. Им хотелось ее потрогать, внимательно рассмотреть все детали и обязательно сфотографироваться со своим отлитым в бронзе литературным сверстником.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
"Во-первых, добрый парень, скромный, но в то же время хулиган, - вот эти три качества я в нем вижу", - говорит автор.
Памятник Чику – первый в Сухуме, посвященный литературному персонажу. Председатель союза художников Абхазии Адгур Дзидзария надеется, что установка на набережной скульптуры Чика - первый шаг в этом направлении, и за ним последуют другие подобные проекты. «Искандер для Сухума, как Моцарт для Зальцбурга», - говорит художник. Он находит, как минимум, странным то, что такой персонаж, как Чик, отлитый в бронзе, появился в столице только сейчас, а не гораздо раньше.
"Это витало в воздухе, назрела необходимость в этом, особенно для тех, кто понимает. Художники и просто умные люди понимали, что все это нужно. Но этого, к сожалению, не было. В данном случае эта маленькая скульптура - абсолютное попадание, камешек, которым издалека сбивается сразу несколько мишеней. И это очень здорово. Фазиль Искандер для нас – кладезь", - считает Адгур Дзидзария.
Чик в бронзе
Автор скульптуры Архип Лабахуа изваял искандеровского персонажа с курицей в руках. Под памятником выгравирована цитата из произведения писателя - «Вдруг Чику стало жалко курицу… она была такая белая!» По словам скульптура, из всех рассказов о Чике именно эта сцена тронула его больше всего, и он сразу увидел, как можно ее изобразить.
"Она так меня вдохновила, что я мгновенно увидел эту сцену, это его переживание. Когда он резал механически головы курицам, и вдруг какая-то жалость возникла. Ведь есть дети, которые вообще никого не жалеют - ни куриц, ни тараканов, ни муравьев", - рассказывает Архип Лабахуа.
Место для установки памятника, естественно, было выбрано неслучайно. В качестве постамента для скульптуры служит рельефная ограда, идущая вдоль набережной – это тоже, по словам автора, своеобразный художественный ход, Чик как бы вписан в естественную для себя среду, памятник не нарушает ее, а, напротив, организует вокруг себя пространство.
"Вообще, мне эта пустота на тумбах на набережной очень нравится, но она немного поднадоела. Чем-то надо заполнять. А это место выбрали в силу того, что где-то здесь Чик мог бегать, - старенький дом, набережная. Была идея поставить его на тротуаре, как делают во многих европейских городах. Но это опасно, потому что здесь бегают дети, а клюв у курицы на скульптуре очень острый", - то ли шутя, то ли всерьез говорит автор.
"Я думал: вот здесь центр города, но при всем при том – дикое пространство. А эта скульптура, вот этот маленький мальчик Чик, очень много на себя взяла. Он действительно стал неким центром, вокруг которого начали организовываться пространство и циркулировать определенная энергия", - делится своей точкой зрения Адгур Дзидзария.
Справедливости ради стоит сказать, что не всем сухумским знатокам творчества Искандера пришлось по душе месторасположение памятника. Режиссер Валерий Кураскуа, например, убежден, что Чик должен стоять в буквальном смысле ближе к народу.
"Ну, что я могу сказать. Мне жутко не нравится вот этот постамент, мне кажется, что это несовременно; он должен был находиться в более естественной среде, в более естественном окружении, прямо на земле, вон там, на травке, чтобы мы почувствовали его гражданином этого города, таким, каким мы его чувствовали, когда читали книгу. Свой, близкий человек не может стоять на постаменте. Время постаментов закончилось в Советском Союзе. Все. Теперь нужно что-то более естественное, более приближенное к нам, чтобы здесь был наш друг. А тут мой друг стоит с маленькой курочкой на таком пафосном постаменте. Объясните мне, почему? – Нет у вас никакого объяснения, нужно переставить", - таким образом озвучил свои требования абхазский режиссер.
Скульптура Чика сразу после того, как с нее сняли традиционное белое полотно, стала привлекать к себе внимание не только абхазских поклонников творчества Фазиля Искандера, но и туристов, особенно детей, несмотря на пасмурную погоду прогуливающихся по набережной. Им хотелось ее потрогать, внимательно рассмотреть все детали и обязательно сфотографироваться со своим отлитым в бронзе литературным сверстником.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия