ТБИЛИСИ---В Батуми не стихают страсти по поводу соглашения между Тбилиси и Анкарой, согласно которому в Аджарской столице начнется строительство новой мечети Азизие, а в Турции – восстановление находящихся на ее территории исторических грузинских христианских памятников Ошки и Ишхани. По поводу планируемого строительства новой мечети сегодня заявление сделал и муфтий Батуми Джемал Паксадзе.
В Батуми, на углу улиц Чкалова и Кутаиси, по пятницам особенно многолюдно. Там расположена центральная мечеть «Орта джаме», которая давно стала тесной для своих прихожан.
«Если бы вы видели, как 500 -700 человек, пришедших на пятничный молебен, стоят на улице и молятся - в любую погоду... Конечно, иметь новую мечеть - давняя мечта грузинских мусульман», - говорит главный муфтий мусульман Грузии Джемал Паксадзе.
Тем не менее весть о том, что турецкая сторона в скором времени начнет строительство в Батуми новой мечети, муфтий Джемал Паксадзе встретил с настороженностью. Его волнует, учтены ли в подписанном договоре интересы грузинских мусульман. Муфтий поясняет: глядя на батумскую центральную мечеть, вы сразу поймете, что ее возводили предки мусульман-грузин, искренне любящих свою страну: здание построено в стиле грузинской архитектуры, стены украшены традиционным орнаментом, включающим виноградную лозу, а главное - богослужение идет на грузинском языке:
«Мы очень хотим, чтобы такой же была и новая мечеть. Чтобы там, как в других своих мечетях, мы молились на родном, грузинском языке, чтобы там проповедовали грузинские наставники, которые подчинялись бы Управлению мусульман Грузии», - делится своими пожеланиями главный муфтий Батуми.
Но пока никому неизвестно даже то, на каком месте будет построен молельный дом мусульман. Скудные детали договора между министерствами культуры Грузии и Турции стали известны от министра культуры Николоза Руруа:
«Это последний шанс спасти Ошки и Ишхани от полного уничтожения. Взамен Турция просит позволить ей на ее же средства построить новую мечеть вместо уничтоженной в Батуми мечети Азизие. Она просит также включить турецких специалистов в процесс реставрации Ахалцихской мечети Ахмедие, которую уже ведет Грузия».
Переговоры о защите культурных памятников между Грузией и Турцией ведутся с 2005 года. Несколько раз они были приостановлены из-за принципиальной позиции грузинской Патриархии и части оппозиции. Патриархия требовала от турецкой стороны передачи ей нескольких исторических храмов, находящихся на территории Турции, и воздерживалась от согласия на строительство новой мечети Азизие. Свою нынешнюю позицию Патриархия обещает обнародовать после возвращения Илии II из Германии, где он находится в настоящий момент.
Одноименная мечеть в Батуми была построена в XIX веке. Лидер движения «Служи Грузии!» Мурман Думбадзе выступает категорически против постройки новой мечети. Сегодня он совместно с несколькими НПО вновь призвал турецкие и грузинские власти не оформлять окончательный меморандум:
«Историческая память нам диктует, что мы не должны подписывать это соглашение. Азизие был османским султаном, поработившим Аджарию. Постройка новой мечети, которая будет носить его имя, была бы равносильна тому, если бы мы водворили на место памятники Ленину! Все это может нагнетать ситуацию!»
Но в Батуми многие не разделяют мнения Думбадзе. Эмзар Кахидзе, историк по профессии, недоумевает по поводу опасений противников строительства мечети:
«Понятно, что у Грузии было много исторических врагов. Но нельзя же мыслить догмами средневековья, как можно постоянно твердить, что турки на нас когда-то нападали?! Такое мышление бесперспективно в XXI веке!»
Мнения жителей Батуми тоже расходятся:
«Я сторонник того, чтобы мечеть была построена. В Грузии очень много мусульман, и это нужно сделать!»
«Хорошо, что грузинские церкви восстановят в Турции, но взамен требовать построить новую мечеть – это, мне кажется, чересчур!»
«А в восстановленных грузинских храмах дадут нам возможность, молиться? Если нет, тогда почему здесь мечеть должна быть действующей?» - спрашивает пожилой житель Батуми.
Историки говорят, что на споры нет времени. Ни разу не подвергавшиеся реставрации памятники грузинской культуры Ошки и Ишхани эту зиму могут не пережить. По их мнению, нельзя допустить, чтобы уникальное историческое достояние, ставшее символом грузинского государства и идентичности, кануло в Лету.
В Батуми, на углу улиц Чкалова и Кутаиси, по пятницам особенно многолюдно. Там расположена центральная мечеть «Орта джаме», которая давно стала тесной для своих прихожан.
«Если бы вы видели, как 500 -700 человек, пришедших на пятничный молебен, стоят на улице и молятся - в любую погоду... Конечно, иметь новую мечеть - давняя мечта грузинских мусульман», - говорит главный муфтий мусульман Грузии Джемал Паксадзе.
Тем не менее весть о том, что турецкая сторона в скором времени начнет строительство в Батуми новой мечети, муфтий Джемал Паксадзе встретил с настороженностью. Его волнует, учтены ли в подписанном договоре интересы грузинских мусульман. Муфтий поясняет: глядя на батумскую центральную мечеть, вы сразу поймете, что ее возводили предки мусульман-грузин, искренне любящих свою страну: здание построено в стиле грузинской архитектуры, стены украшены традиционным орнаментом, включающим виноградную лозу, а главное - богослужение идет на грузинском языке:
«Мы очень хотим, чтобы такой же была и новая мечеть. Чтобы там, как в других своих мечетях, мы молились на родном, грузинском языке, чтобы там проповедовали грузинские наставники, которые подчинялись бы Управлению мусульман Грузии», - делится своими пожеланиями главный муфтий Батуми.
Но пока никому неизвестно даже то, на каком месте будет построен молельный дом мусульман. Скудные детали договора между министерствами культуры Грузии и Турции стали известны от министра культуры Николоза Руруа:
«Это последний шанс спасти Ошки и Ишхани от полного уничтожения. Взамен Турция просит позволить ей на ее же средства построить новую мечеть вместо уничтоженной в Батуми мечети Азизие. Она просит также включить турецких специалистов в процесс реставрации Ахалцихской мечети Ахмедие, которую уже ведет Грузия».
Переговоры о защите культурных памятников между Грузией и Турцией ведутся с 2005 года. Несколько раз они были приостановлены из-за принципиальной позиции грузинской Патриархии и части оппозиции. Патриархия требовала от турецкой стороны передачи ей нескольких исторических храмов, находящихся на территории Турции, и воздерживалась от согласия на строительство новой мечети Азизие. Свою нынешнюю позицию Патриархия обещает обнародовать после возвращения Илии II из Германии, где он находится в настоящий момент.
Одноименная мечеть в Батуми была построена в XIX веке. Лидер движения «Служи Грузии!» Мурман Думбадзе выступает категорически против постройки новой мечети. Сегодня он совместно с несколькими НПО вновь призвал турецкие и грузинские власти не оформлять окончательный меморандум:
«Историческая память нам диктует, что мы не должны подписывать это соглашение. Азизие был османским султаном, поработившим Аджарию. Постройка новой мечети, которая будет носить его имя, была бы равносильна тому, если бы мы водворили на место памятники Ленину! Все это может нагнетать ситуацию!»
Но в Батуми многие не разделяют мнения Думбадзе. Эмзар Кахидзе, историк по профессии, недоумевает по поводу опасений противников строительства мечети:
«Понятно, что у Грузии было много исторических врагов. Но нельзя же мыслить догмами средневековья, как можно постоянно твердить, что турки на нас когда-то нападали?! Такое мышление бесперспективно в XXI веке!»
Мнения жителей Батуми тоже расходятся:
«Я сторонник того, чтобы мечеть была построена. В Грузии очень много мусульман, и это нужно сделать!»
«Хорошо, что грузинские церкви восстановят в Турции, но взамен требовать построить новую мечеть – это, мне кажется, чересчур!»
«А в восстановленных грузинских храмах дадут нам возможность, молиться? Если нет, тогда почему здесь мечеть должна быть действующей?» - спрашивает пожилой житель Батуми.
Историки говорят, что на споры нет времени. Ни разу не подвергавшиеся реставрации памятники грузинской культуры Ошки и Ишхани эту зиму могут не пережить. По их мнению, нельзя допустить, чтобы уникальное историческое достояние, ставшее символом грузинского государства и идентичности, кануло в Лету.