Accessibility links

Битвы связистов


Сфера связи является сегодня едва ли не самым выгодным бизнесом
Сфера связи является сегодня едва ли не самым выгодным бизнесом
В Абхазии внимание многих привлекла в последние дни переписка-перепалка на интернет-сайтах между депутатом парламента Абхазии Робертом Яйляном и руководителем Управления информации и массовых коммуникаций при президенте РА Кристианом Бжания. Впрочем, как говаривал некогда один мой знакомый редактор газеты, лучше все же перепалка, чем перестрелка…

Для широкой общественности этот скандал берет начало с последнего заседания сессии парламента, 10 октября, где был рассмотрен вопрос "О получении информации по вопросам деятельности операторов связи, контроля за их деятельностью, процедуры лицензирования и использования радиочастотного спектра". Как было сказано на заседании, ко второму чтению готовится законопроект "О связи", и еще в июне председатель профильного комитета сделал запрос в УПиМК, в котором просил предоставить интересующую парламентариев информацию. Ответа не поступило, после чего 1 августа депутат Роберт Яйлян направил туда депутатский запрос, и ответом снова было молчание. Депутаты решили послать руководителю УПиМК Кристиану Бжания письмо в виде парламентского запроса. При этом представитель президента РА в парламенте Дмитрий Шамба выразил недоумение: какое отношение имеет информация о количестве базовых станций у операторов связи, их расположении, частотном диапазоне и мощности к подготовке закона "О связи"? И предположил, что депутат Яйлян собирает информацию для потенциальных конкурентов двух ведущих операторов сотовой связи в Абхазии.

Битвы связистов
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:12 0:00
Скачать


Дмитрий Шамба и до этого на устные обращения депутатов отвечал, что запрашиваемая информация представляет собой коммерческую тайну операторов связи. После заседания же в интервью "Апсныпресс" он сказал, что "у него сложилось впечатление, что, пользуясь служебным положением, депутат Яйлян лоббирует интересы третьего оператора связи".

Яйлян не замедлил разместить на сайте "Апсныпресс" ответное заявление, в котором, "оставляя на совести Д. Шамба это голословное утверждение", изложил свои аргументы. По его словам, в других странах, в частности в России и Южной Осетии, органы, контролирующие и регулирующие деятельность операторов связи, входят в структуру кабинета министров. Указанные органы являются государственными структурами, основной целью которых является защита интересов государства и пополнение бюджета страны. А что происходит в Абхазии? При совокупном объеме предоставляемых услуг операторами связи в 2012 году в размере 1 млрд 740 млн рублей (прогноз 2013 года – 2 млрд 20 млн рублей) и прибыли, получаемой ими в размере 655 млн рублей (прогноз 2013 года – 722 млн рублей), в доход бюджета страны попадает символическая сумма в размере 1 млн 200 тыс. рублей, взимаемых за предоставленную номерную емкость. А куда деваются денежные средства за регистрацию РЭС (базовых станций, точек доступа, релейных стволов), лицензирование операторов связи, проведение экспертизы заявок? Депутатов интересует также, почему из 31 оператора связи, функционирующего в Абхазии, 21 – убыточен, восемь еле держатся на плаву и только два оператора – "Аквафон" и "А-мобайл" – имеют сверхдоходы. Не является ли это результатом монопольного сговора операторов с контролирующими их госструктурами? Яйлян высказал предположение, что коммерческие отношения УИиМК с операторами связи превратили его из регулятора рынка связи в прямого участника.

19 октября пресс-служба парламента опубликовала сообщение, что противоречия, возникшие между членами комитета Народного собрания по экономической политике, реформам и инновациям и представителем президента в парламенте на заседании сессии сняты и комитет в ближайшее время с участием администрации главы государства и всех заинтересованных ведомств организует парламентские слушания, на которых будет рассматриваться законопроект о связи.

Но за день до запланированного парламентского слушания, 24 октября, на сайте "Апсныпресс» появилась статья К. Бжания "Депутата Яйляна интересуют вопросы связи, поскольку это сфера его семейного бизнеса". Он сообщил, что именно УПиМК был подготовлен проект закона "О связи" и в 2006 году направлен президентом страны в парламент для рассмотрения и принятия. Однако профильный комитет, аналогичный нынешнему, всячески блокировал рассмотрение законопроекта во втором чтении. Задержка его рассмотрения ничем конкретным не объяснялась. При этом в воздухе витала мысль, которую активно продвигали некоторые бывшие члены комитета и их сторонники, к числу которых К. Бжания относит и нынешнего депутата, автора статьи, и его родного брата, активно занимающегося бизнесом в сфере связи. Эта идея сводилась к учреждению министерства связи, в то время как в представленном проекте регулирующая сферу связи и массовых коммуникаций структура называлась "органом исполнительной власти в области связи". На неоднократных встречах у бывшего президента, говорит К. Бжания, мы повторяли заинтересованным депутатам одно и то же: какие поправки вы хотите внести? Почему вы не вносите их в установленном порядке? Ответа не было. Так парламент прежнего созыва и сложил свои полномочия, держа в ящике стола законопроект "О связи".

Сегодня последователи идеи создания министерства в лице Р. Яйляна пытаются "перенести вопрос с больной головы на здоровую". И тому есть причины: "ветерана" милицейской службы интересуют в парламенте не вопросы улучшения криминогенной ситуации в стране, а вопросы связи, поскольку эта сфера является семейным бизнесом, а попутно у депутатского брата, являющегося совладельцем компании "Миллениум-Апсны", есть конкретные проблемы со службой Госсвязьнадзора. Что касается "экономических" выкладок депутата Яйляна, пишет Бжания, то их не в состоянии понять ни один профессиональный экономист или бухгалтер. Если бы депутат потрудился запросить информацию у Министерства по налогам и сборам или у Госстатуправления, он с удивлением мог бы узнать, что только один из операторов связи республики заплатил в виде налогов около двухсот миллионов рублей! И завершающий выпад: "И, если не изменяет память, из-за коммерческой нечистоплотности высокопоставленного сотрудника МВД Яйляна, продававшего родному министерству кондиционеры или средства оперативной связи, бывший министр Г.К. Агрба подверг его аресту. Если мне изменила память или это был другой Р. Яйлян, я перед депутатом тут же извиняюсь… Как гражданину республики Абхазия мне хотелось бы видеть в парламенте на месте депутата Р. Яйляна более достойного народного избранника, с не запоздалой на двадцать лет решимостью и уверенностью".

Завсегдатаи абхазских интернет-форумов бурно обсуждали эту полемику и ждали ответа депутата. Он действительно незамедлительно был подготовлен, но появился 25 октября не на сайте ГИА "Апсныпресс" (председатель агентства Манана Гургулия, насколько знаю, категорически отказалась продолжать на нем обмен репликами полемистов, который грозит стать бесконечным), а на сайте "Аиааира".

В нем он, в частности, пишет, что в предыдущей статье не утверждал, что операторы связи в Абхазии не платят налоги в бюджет страны, он говорил, что денежные средства за регистрацию РЭС и т.д. должны поступать прямо в бюджет страны, а не на счета подразделений УИиМК. Его брат не является учредителем интернет-провайдера "Миллениум-Апсны", где в настоящее время работает. "В то же время, – пишет Роберт, – я не могу безучастно наблюдать за тем, как регулирующая рынок связи госструктура «кошмарит" компанию моего брата и других операторов связи, предоставляющих населению и организациям качественный доступ в интернет. Вместо того чтобы создать новым интернет-провайдерам нормальные условия для развития бизнеса, они рэкетируют их неподъемными финансовыми требованиями за якобы "предоставленные" услуги... Что касается доказательств коммерческих отношений УИиМК и некоторых операторов связи, а также фактов действительно "семейного бизнеса" в области связи некоторых работников УИиМК, то их у меня достаточно. Приведу лишь один факт: одним из учредителей ООО "А-Мобайл" является техническая служба магистральных линий, входящая в структуру УИиМК. Не потому ли этой компании выдана лицензия сразу на 10 лет, в то время как остальным операторам связи лицензию дают на год. Если после написания первой моей статьи я еще сомневался в ее необходимости и полезности в связи с предстоящей работой по принятию парламентом закона о связи, то теперь, после столь истерической реакции "регулятора рынка связи", мне стало ясно, что вопросы, поднятые в ней, были поставлены своевременно".

Мнения участников обсуждения на абхазских интернет-форумах (на одном из них число комментариев приблизилось уже к двум сотням), как водится, разделились, но большинство все-таки симпатизирует Яйляну. В частности, многими отмечалось, что госчиновнику высокого ранга, "почти министру", не к лицу подобный переход на личности и столь эмоциональная лексика. Комментаторы сходятся в том, что сфера связи является сегодня едва ли не самым выгодным бизнесом, "золотым дном", а потому нет ничего удивительного в том, что здесь развернулись такие информационные бои.

Между тем парламентские слушания, которые планировалось провести в прошлый четверг 25 октября и которые вызывают немалый интерес журналистов, были отложены. Ну, а затем в Абхазии начались трехдневные выходные. Сегодня я позвонил председателю одного из парламентских комитетов Ахре Бжания, и он сказал, что слушания не удалось провести из-за того, что не получилось собрать "всех игроков". Теперь они планируются во вторник или в среду.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG