Accessibility links

Экология без политики


Итоги прошлого туристического сезона были не особенно утешительными. Покинув Абхазию, многие туристы оставляли в интернете не очень лестные отзывы
Итоги прошлого туристического сезона были не особенно утешительными. Покинув Абхазию, многие туристы оставляли в интернете не очень лестные отзывы
Проблемы экологии и безопасности в туристический сезон трудно назвать неактуальными для современной Абхазии. Однако далеко не всегда эти темы привлекают внимание не только чиновников, но даже абхазской оппозиции.

В минувший понедельник Абхазский медиа-клуб "Айнар" сделал попытку организовать круглый стол по теме "Экологическая безопасность и экономические проекты" для обсуждения проблем окружающей среды, связанных с экономикой и развитием бизнеса. Министр экономики, представители прокуратуры и оппозиции, которые были приглашены, так и не появились на встрече. Видимо, у них нашлись более важные дела. Поэтому поговорить о влиянии экономики на экологию не удалось, и круглый стол трансформировался в пресс-конференцию. Депутаты парламента Левон Галустян и Анзор Кокоскерия предпочли вместе с журналистами задавать вопросы. Отвечали на них начальник Государственной экологической инспекции Абхазии Роман Дбар и заместитель начальника Управления лесного хозяйства Камо Мелкумов.

Абхазское общество политизировано, а проблемы экологии либо используются в политических целях, либо остаются вне интересов политиков. В то же время они очень актуальны и связаны со здоровьем и благополучием как граждан Абхазии, живущих на доходы от туристического бизнеса, так и гостей нашей страны, приезжающих к нам на отдых.

Итоги прошлого туристического сезона были не особенно утешительными. Покинув Абхазию, многие туристы оставляли в интернете не очень лестные отзывы. Одна из причин этого – состояние акватории, в которой купаются люди, частые отравления и инфекции. Медики связывают их с морской водой, загрязненной стоками. Наиболее остро эта проблема стоит в Гагре и в Сухуме, где в курортный сезон сосредоточена большая часть отдыхающих. В Гагре сохраняются проблемы с подачей питьевой воды. В прошлом году вода подавалась на два часа два раза в сутки утром и вечером. После введения в строй новых насосов в частном секторе проблема с подачей воды решилась, но в спальных районах ее острота сохраняется. По мнению депутата Анзора Кокоскерия, в ближайшие 3-4 месяца проблема водоснабжения Гагры будет решена. В Сухуме проблем с подачей холодной воды в целом нет. Но ни в Гагре, ни в Сухуме, ни в других приморских городах не работают очистные сооружения, и в Абхазии действует система глубоководного сброса сточных вод. Течение приносит канализационные стоки к берегу, а купающиеся люди ощущают либо соответствующий запах от морской воды, либо имеют возможность непосредственно наблюдать за тем, как органика дрейфует в непосредственной близости от них.

Глава экологического ведомства Абхазии Роман Дбар заверил участников встречи в том, что правительство понимает всю важность проблемы, вопрос водоснабжения и очистки стоков является приоритетным и стоит в первой строке Комплексного плана развития Абхазии, финансируемого Российской Федерацией. Строительство очистных сооружений для столицы в настоящее время идет быстрыми темпами, и он надеется, что к 2014 году они заработают. Что касается Гагры, то там к строительству очистных сооружений пока еще даже не приступали, хотя и они включены в Комплексный план. В сочинском регионе ситуация аналогичная, и там качество морской воды оставляет желать лучшего.

На встрече был поставлен вопрос о том, куда "ушла" рыба из сухумской бухты? Рыбаки уже давно жалуются на то, что рыбы стало намного меньше, чем в предыдущие годы: камбала вообще не ловится уже несколько лет, последние годы практически исчез пеленгас, гораздо меньше стало барабули, а местное население отмечает, что на рынке рыбы мало, и стоит она до 200 рублей за килограмм. Рыбаки связывают эту ситуацию с тем, что послевоенные годы в абхазской акватории турецкие сейнеры ловили рыбу тралами, которые повреждают дно и "сдирают" с него кормовую базу морских обитателей.

Все 18 судов (восемь рыболовецких и десять транспортных), которые в нынешнюю путину ловили рыбу у берегов Абхазии, были арендованы абхазскими предприятиями. Было выловлено 21,5 тонны хамсы, и весь улов переработали в Абхазии. Российско-абхазская комиссия по рыболовству в этом году выдала абхазским перерабатывающим предприятиям сертификат качества продукции для вывоза ее на территорию России. Сокращение количества барабули, которая приходит к берегам Абхазии, связано, по мнению Романа Дбар, со строительством морского порта в г. Сочи. В целом, считает он, количество рыбных ресурсов сокращается везде в мире и перспектива их добычи – неутешительна.

Что касается состояния лесов в Абхазии, то оно, по мнению заместителя начальника Управления лесного хозяйства Камо Мелкумова, в целом хорошее. Лесные пожары в основном низовые, они являются следствием человеческой деятельности, при этом страдают в большей степени трава и кустарники, которые легко возобновляются. Лес добывается в небольшом объеме – в среднем 30-35 тысяч кубометров древесины в год, что в десять раз меньше, чем добывалось в довоенный период.

Вызывает озабоченность и проблема безопасности туристов. Помимо организованных групп по разным горным маршрутам перемещается большое количество неорганизованной публики. Людям предлагаются маршруты и услуги, безопасность которых не всегда очевидна. Создается впечатление, что в этой сфере царит анархия и должный контроль отсутствует. Журналист Надежда Венедиктова привела в качестве примера посещение Гегского водопада. Маршрут к нему является ответвлением от основной трассы к озеру Рица и проходит на большой высоте по очень живописному ущелью реки Геги. Дорога в таком состоянии, что передвигаться по ней на автотранспорте опасно, она узка, разбита и идет по краю пропасти. По этой дороге происходит довольно интенсивное движение пеших туристов, велосипедистов и транспорта. Недалеко от Гегского водопада со смотровой площадки можно наблюдать очень красивую теснину, в которой бурлит река Гега, образуя так называемый молочный водопад. Здесь туристам предлагают прокатиться на тарзанке на другой берег реки на большой высоте над тесниной. Предприятие соблазнительное, но кто гарантирует его безопасность? Но этот вопрос уже не к экологам и лесникам, а к руководству тех заповедников и национальных парков, где подобные маршруты эксплуатируются.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG