Accessibility links

"Вкусная" речка


Эта горная речка известна еще тем, что в ее верховьях с 1934 года расположено форелевое хозяйство. У речки есть и другое название – Черная, наверное, потому, что после сильных дождей ее очень прозрачная обычно вода приобретает стальной оттенок
Эта горная речка известна еще тем, что в ее верховьях с 1934 года расположено форелевое хозяйство. У речки есть и другое название – Черная, наверное, потому, что после сильных дождей ее очень прозрачная обычно вода приобретает стальной оттенок
"Мчишта, Мчишта, что ты мчишь так?" – эта строчка сухумского поэта и журналиста, моего друга Евгения Гурова всплыла в памяти, когда на днях побывал на этой горной речке, берущей начало в отрогах Бзыбского хребта и впадающей в Черное море. В ней всегда холодная вода, и потому долина ее летними ночами затянута белесым туманом. Известна еще эта небольшая абхазская река тем, что в ее верховьях с 1934 года, почти восемьдесят лет, расположено Чернореченское форелевое хозяйство. (У этой речки есть еще другое название – Черная, наверное, потому, что после сильных дождей ее очень прозрачная обычно вода приобретает стальной оттенок).

Работая в советские времена в ежедневной газете, я объездил почти все села Абхазии и ее наиболее интересные производственные объекты, а вот до этого так и не добрался. Услышав об этом при нашем знакомстве, директор хозяйства Ражден Датович Агрба решил подтрунить: "Ну, да, ведь Абхазия такая большая!"

Этот уже немолодой, но подтянутый, худощавый мужчина поразил меня тем, что является руководителем одного и того же трудового коллектива в Абхазии, пожалуй, с самым большим стажем – возглавляет ЧФХ с 1 января 1969 года, то есть 44 с половиной года. А начал он работать в этом хозяйстве более полувека назад, в 1961 году, после окончания Московского технического института рыбного хозяйства СССР им. Микояна.

Кстати, лосось по-абхазски – амлагур, форель – акамлах.

"Форель – пресноводная рыба семейства лососевых, – начал объяснять Ражден Датович для самых непросвещенных, в том числе и для меня, когда мы сели с ним посидеть за чашкой кофе. – Лосось – переходная рыба, которая появляется из икринок и нерестится в реках, а вес нагуливает в море". Черноморский лосось живет до 15 лет и достигает веса 8-12 килограммов, бывает и до 25. Собственно, когда в 1934 году по указанию Сталина здесь возникло это хозяйство, оно предназначалось именно для воспроизводства черноморского лосося. Река Мчишта издавна славилась форелью и черноморским лососем, заходившим в нее на нерест. Выбор места для рыбоводного завода определялся благоприятными природными условиями: постоянством температуры воды и богатством речных кормов для молоди лосося. Вода Мчишты в месте забора в пруды форелевого хозяйства имеет постоянную температуру +9 – +12 градусов. За советские годы к первому участку хозяйства добавились постепенно еще три, на которых происходило товарное производство форели, а также более теплолюбивых рыб – карпа, толстолобика, белого амура. Рядом с хозяйством возник целый поселок, который в народе называли коротко – Рыбзавод. В восьмидесятые годы в хозяйстве производилось около 150 тонн товарной продукции в год.

Во время грузино-абхазской войны хозяйство, как бы это ни показалось удивительным, продолжало функционировать. А вот после нее... Ражден Агрба употребил, рассказывая о том периоде, выражение "чеченский синдром", и я не сразу понял, что он имел в виду начало первой чеченской войны, после чего российские власти наглухо перекрыли границу на Псоу, дабы никто из абхазов не отправился на помощь Ичкерии. Ну а еще, как известно, блокада была направлена на то, чтобы заставить Абхазию вернуться в состав Грузии. Вот в те годы из-за невозможности завозить рыбный корм все пруды хозяйства опустели… Но как только приподнялся железный занавес, Ражден Датович завез из России икру и приступил к восстановлению стада. Он говорит:
– Товарной продукции в прошлом году около 17 тонн мы реализовали. А в целом до 30-35 тонн продукции на первом участке было выращено. Здесь же конвейерная система... И в этом году, предполагаю, около 20 тонн составит выпуск товарной продукции на реализацию.

Директор убежден, что при благоприятном развитии событий здесь вполне можно не только достичь показателей 80-х годов, но и в два раза их превзойти. Сейчас ГК "Абхазстрой" ведет здесь большие ремонтно-восстановительные работы.

– А поставляется ли ваша продукция в здравницы Абхазии? – задал я наивный вопрос, вспомнив часто звучащие в обществе призывы к тому, чтобы обеспечивать наши дома отдыха, пансионаты и др. собственными продуктами питания.

– Нет, ну свежевыловленная форель – это слишком дорогой для здравниц деликатес, – улыбнулся Ражден Агрба. – Мы не можем продавать ее дешевле, чем 300 рублей за килограмм: ведь чтобы вырастить этот килограмм, надо потратить сейчас 130-150 рублей на спецкорма. Используем в основном корма, производимые в Дании, Финляндии. Поступают к нам через третьи-четвертые руки, потому и дорого так... Но основную массу кормов, хотя и не всяких, можно будет завозить в этом году и из Очамчыры, с комбикормового завода. Вот-вот там линия будет запущена.

Еще до встречи с директором хозяйства мы со спутниками прошлись по его территории. ЧФХ – это не только экономический, но и туристический объект. Красота в ущелье Мчишты неописуемая, особенно в самом его начале, где расположен воклюз (карстовый источник) речки. Он бьет из-под отвесной скалы высотой около 80 метров. А вокруг – огромные каменные глыбы, поросшие самшитом и кизилом. Бродя у прудов, в которых выращиваются молодь и мальки, мы то и дело встречались с группками российских туристов. На столике, стоящем у прудов, где плавает довольно крупная форель двух разновидностей – "радужная", с темным окрасом, и "янтарная", желтая, стоят пакетики с шариками корма. Туристы могут положить на столик 10 рублей, взять пакетик и бросать корм щепотками в пруд. Вода буквально вспенивается от рыб, которые бросаются к корму. Особенно эффектно это выглядит на фотоснимках прудов, где набирает вес янтарная форель.

Кстати, обычная речная форель – светлая с красными крапинками. Радужную, гибридную, вывели в начале девятнадцатого века в США. Янтарная – тоже гибридная, она в ЧФХ появилась только в последние годы. По вкусовым качествам они не отличаются, но гибридные – более устойчивые, выносливые, живучие.

В одном из водоемов с мальками увидели гадюку, которая, показалось нам, грелась на солнышке. "А это не опасно для туристов?" – поинтересовался я потом у Раждена Агрба. "Нет, ну что вы... Змеи – они ведь добрые! Если человек их не тронет, не наступит, они никогда не будут его кусать. А мальки форели – это их кормовая база, тут уж ничего не поделаешь". "А еще мы видели среди мальков отдельные очень крупные особи..." "А вот это рыбы-каннибалы, они поедают себе подобных. Там надо постоянно сортировать, удалять их, но не всегда успеваем".

Я рассказал еще ему, как три года назад побывал в Астрахани. Увы, на рыбном рынке там черную икру продавали по той же цене, что и в любом российском магазине, то есть в десятки раз дороже, чем красную. А ведь еще лет двадцать назад она была лишь ненамного ее дороже. А нельзя ли в Чернореченском хозяйстве разводить и осетровых, что было бы сейчас очень выгодно? "А мы их и выращивали в советское время, – отозвался Ражден Датович. – Так что и это в планах есть".


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG