Из Чечни – только хорошие новости!
А что еще я мог предположить, открывая недавний номер журнала "Русский репортер", на обложке которого значилось: "Анатомия Чечни. Сердце". И – фотография вечернего Грозного с высоты. Под надписью, чтобы было понятно, – мечеть "Сердце Чечни". Издание отнюдь не оппозиционное, медиахолдинг "Эксперт" не располагает. Специальный корреспондент Марина Ахмедова – ни разу не правозащитник – ни к "сепаратистам", ни к "нетрадиционному" для Кавказа салафитскому исламу никаких симпатий не имеет. Недельная командировка журналиста совпала с празднованием очередного Дня города и очередного дня рождения Рамзана Кадырова. Чего еще ждать?
А вот ведь нет же!
Первый собеседник журналиста – чиновник, требующий выключить диктофон и стереть запись, хотя речи ведет вполне благонамеренные...
Второй – имам мечети, в ответ на "наивные" вопросы журналиста уходящий в обиду. Кажется, чтобы не сказать чего лишнего...
Пара "лидеров" местного молодежного движения изо всех сил убеждают журналиста в своем бескорыстии и искренности...
И вдруг – случайная собеседница в кафе, говорящая такое, что самому журналисту становится неуютно и страшновато...
Вновь – с речами столь же неуютными – тот же чиновник, вот уж неожиданность...
Празднование того самого юбилея. Артисты за кулисами убеждают журналиста, что нет никакого страха...
Опять те же активисты, опять говорят о своих акциях. И чем более прямая речь, тем более картонным кажется фасад этого мира...
А за фасадом – ужас прошлого, страх перед настоящим и опасение будущего.
Марина Ахмедова не бралась писать о "нарушениях прав человека". Об этом "Репортер" писал. Например, об Исламе Умарпашаеве, жертве похищения и пыток, человеке, из которого чуть не сделали "убитого боевика" для отчетности. Или о судьбе немногочисленных оставшихся русских в Грозном, как Юлия Климова в статье "Свои чужие". Нет, это песня акына ("что вижу, то пою") из города, который изо всех сил празднует. Но в том-то и суть хорошего репортажа, что он в части отражает целое. Как голограмма: разбей ее на куски, так в каждом осколке увидишь не часть, но целое, пусть, может, и не так отчетливо...
Хорошо, что в Чечню еще едут с любовью и с желанием понять. Хорошо, что в Чечне еще есть люди, согласные говорить. При всем ужасе именно в этом надежда на будущее: когда на бумаге получается правда, пусть и страшная, хотя перо должно было написать: "...из Чечни – только хорошие новости!"
А что еще я мог предположить, открывая недавний номер журнала "Русский репортер", на обложке которого значилось: "Анатомия Чечни. Сердце". И – фотография вечернего Грозного с высоты. Под надписью, чтобы было понятно, – мечеть "Сердце Чечни". Издание отнюдь не оппозиционное, медиахолдинг "Эксперт" не располагает. Специальный корреспондент Марина Ахмедова – ни разу не правозащитник – ни к "сепаратистам", ни к "нетрадиционному" для Кавказа салафитскому исламу никаких симпатий не имеет. Недельная командировка журналиста совпала с празднованием очередного Дня города и очередного дня рождения Рамзана Кадырова. Чего еще ждать?
А вот ведь нет же!
Первый собеседник журналиста – чиновник, требующий выключить диктофон и стереть запись, хотя речи ведет вполне благонамеренные...
Второй – имам мечети, в ответ на "наивные" вопросы журналиста уходящий в обиду. Кажется, чтобы не сказать чего лишнего...
Пара "лидеров" местного молодежного движения изо всех сил убеждают журналиста в своем бескорыстии и искренности...
И вдруг – случайная собеседница в кафе, говорящая такое, что самому журналисту становится неуютно и страшновато...
Вновь – с речами столь же неуютными – тот же чиновник, вот уж неожиданность...
Празднование того самого юбилея. Артисты за кулисами убеждают журналиста, что нет никакого страха...
Опять те же активисты, опять говорят о своих акциях. И чем более прямая речь, тем более картонным кажется фасад этого мира...
А за фасадом – ужас прошлого, страх перед настоящим и опасение будущего.
Марина Ахмедова не бралась писать о "нарушениях прав человека". Об этом "Репортер" писал. Например, об Исламе Умарпашаеве, жертве похищения и пыток, человеке, из которого чуть не сделали "убитого боевика" для отчетности. Или о судьбе немногочисленных оставшихся русских в Грозном, как Юлия Климова в статье "Свои чужие". Нет, это песня акына ("что вижу, то пою") из города, который изо всех сил празднует. Но в том-то и суть хорошего репортажа, что он в части отражает целое. Как голограмма: разбей ее на куски, так в каждом осколке увидишь не часть, но целое, пусть, может, и не так отчетливо...
Хорошо, что в Чечню еще едут с любовью и с желанием понять. Хорошо, что в Чечне еще есть люди, согласные говорить. При всем ужасе именно в этом надежда на будущее: когда на бумаге получается правда, пусть и страшная, хотя перо должно было написать: "...из Чечни – только хорошие новости!"