Государственный таможенный комитет республики Южная Осетия и Федеральная таможенная служба России планируют совместно осуществлять таможенный контроль на границе. Об этом сегодня ИА «Рес» сообщил глава югоосетинской таможни Мурат Цховребов. По его словам, таможенный пост, находящийся сейчас в селении Верхний Рук, планируется перенести на территорию России – в пункт таможенного контроля Нижний Зарамаг.
В интервью информационному агентству «Рес» Мурат Цховребов заявил, что вопрос о совместном таможенном контроле обсуждался на недавней рабочей встрече с представителями ФТС России в Нижнем Зарамаге. В ней также приняли участие представители Росграницы, Роспотребнадзора, а также Югосетпотребнадзора и КГБ РЮО. Мурат Цховребов пояснил, что совместный таможенный контроль упростит процедуру пересечения российско-югоосетинской границы. Кроме того, это сократит сроки таможенного оформления грузов, перевозимых в обоих направлениях. Сроки реализации этих планов пока точно не определены, добавил собеседник агентства, на данный момент прорабатываются организационные и технические вопросы.
Глава Торгово-промышленной палаты Южной Осетии Роин Козаев говорит, что упрощение таможенных процедур можно только приветствовать:
«Естественно, в одном месте оформлять грузы легче, чем в двух. Но как это технически будет происходить, пока никто не знает. Надеемся на Таможенный комитет. Очевидно, он знает, что делает».
По мнению научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, такое упрощение таможенных процедур на российско-югоосетинской границе вполне логично:
«Коль уж Южная Осетия находится в едином экономическом пространстве с Россией, в ее зоне беспошлинной торговли, то и эти таможенные ведомства имеет смысл каким-то образом интегрировать если не в административном плане, то хотя бы в управленческом и в плане практической деятельности».
По мнению Александра Караваева, не исключено, что существует и другой аспект этого предприятия. В случае если все-таки со временем транзит через Транскам будет открыт, то подобное вымывание югоосетинской таможни могло бы снять часть претензий со стороны Грузии или других стран-транзитеров, которые не признали государственность Южной Осетии. Как это ни парадоксально звучит, российский интерес к Грузии и, соответственно, к Транскаму может вырасти в связи с евроинтеграцией Грузии, с одной стороны, и экономическими санкциями Европы против России – с другой. Говорит Александр Караваев:
«Новые режимы торговых отношений Грузии с Евросоюзом позволяют рассматривать Грузию для российского бизнеса как интересную площадку для различных проектов – торговых и, возможно, производственных. Появляется возможность через совместные предприятия или зарегистрированные как грузинские осуществлять проникновение на европейские рынки. Это надо рассматривать как сценарий. Кстати, в России уже обсуждают планы по переносу каких-то чувствительных к санкциям производств на территорию Казахстана и Белоруссии, которые под санкции не попадают».
Совсем недавно я слышал другое мнение. Будто Россия, как член ВТО, обеспокоена тем, что грузинские товары будут проникать на ее рынок через Европу без всяких пошлин. Теперь вдруг оказывается, что ровно по этой же причине у российского бизнеса могут возникнуть интересы в Грузии, она может оказаться весьма привлекательной для инвестиций. Здесь нечему удивляться, подчеркивает Александр Караваев, сейчас Россия будет биться за каждый доллар прибыли, причем на всех уровнях – от высокопоставленных чиновников и руководителей госкорпораций до частного бизнеса.
Конечно, все это версии, но кто знает, быть может, в этих планах учитывается и возможность открытия транзита через Транскам?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия