В Южной Осетии создают собственную генподрядную организацию. По заявлению министра строительства Эдуарда Дзагоева, руководством республики принято решение об образовании строительной организации «Югосетстройинвест». Этот вопрос обсуждался накануне на совещании с участием президента Леонида Тибилова и начальника Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с Абхазией и Южной Осетией Олега Говоруна.
После признания государственности Южной Осетии республике постоянно приходится отстаивать свою субъектность перед лицом государства-патрона. В основном это сводится к трем вещам. Защита избирательных прав – население республики не желает мириться с вмешательством российских кураторов в избирательный процесс, и кризис 2011 года показал это со всей очевидностью. Противодействие вмешательству России в кадровую политику – вспомним разногласия Москвы и Цхинвала по поводу назначения премьер-министром Ростика Хугаева, а затем и Доментия Кулумбегова. И, наконец, не прекращается с начала восстановительных работ спор за контроль над распределением и освоением российских траншей.
В прошлом году московский куратор республики Владислав Сурков волевым решением назначил строительную компанию из Татарстана «Эверест» единственным генеральным подрядчиком Южной Осетии. Кстати, в обход закона – никаких тендеров при выборе генподрядчика не проводилось. Из Татарстана же прислали и заместителя министра строительства, который, по уверениям цхинвальцев, имел реальных полномочий побольше, чем министр.
Компенсацией за все эти неудобства, причиненные и местному бизнесу, и местным чиновникам должно было стать восстановление республики в кратчайшие сроки. Если быть точным, до конца этого года. Чуда не произошло. Это, конечно, не откровенный распил бюджета времен Бровцева, но все-таки от строителей универсиады в Казани ожидали большего. В результате президент республики упрекнул компанию в неоправданном затягивании стройки и сомнительных, с точки зрения прозрачности, закупках материалов в России. Неудача «Эвереста», по всей видимости, дала возможность югоосетинскому руководству отыграть ситуацию и создать своего генподрядчика по той же схеме – без тендеров и прочих архитектурных излишеств. Говорит югоосетинский политик Роланд Келехсаев:
«Созданная организация «Югосетстройинвест» вытеснит «Эверест» со строительных площадок Южной Осетии, к этому все идет. Сейчас у правительства есть основания говорить, что «Эверест» не справился с поставленными задачами. В конце концов кто-то должен ответить, если инвестиционная программа не будет выполнена в срок. Ведь если не освоят выделенные суммы в назначенный срок, их у нас просто заберут. Сейчас миллиард триста миллионов рублей остаются неосвоенными, и это за два месяца до конца года! У нас до сих пор многие живут в разрушенных войной домах. На эти деньги им можно было помочь».
По мнению Келехсаева, одним из печальных итогов процесса восстановления является то, что реализация строительных проектов практически ничего не дала экономике республики. Восстановительные работы не способствовали становлению собственной промышленности, развитию строительного бизнеса в Южной Осетии. Все заработанные на стройке деньги ушли туда же, откуда пришли, – в Россию, не оставив следа в экономике республики даже в виде наличия той же строительной техники.
Быть может, предполагает Роланд Келехсаев, создание ГУП «Югосетстройинвест» – это еще и попытка правительства создать собственные производственные мощности на будущее. Не вечно же тащить подрядчиков из России по каждому строительному поводу?
Депутат югоосетинского парламента Амиран Дьяконов относится к этому проекту двояко. По его мнению, защита собственных экономических интересов – это хорошо, но вот создание ГУПов – плохо:
«Практика создания ГУПов была привнесена премьером Вадимом Бровцевым. Она несла в себе значительную коррупционную составляющую и причинила колоссальный урон экономке Южной Осетии. Кроме того, с засильем этих ГУПов, по сути, были нивелированы контрольно-регулятивные функции государства. Я думаю, наше правительство должно уйти от этой не оправдавшей себя практики».
В самом деле, ничего хорошего из этой «гупизации» республики не вышло. Местные госпредприятия поглощают львиную долю средств, предназначенных на развитие реального сектора экономики, но отдача от них нулевая – они все убыточные. Почему бы тогда просто не объявить открытый конкурс, выдвинуть усилия (пусть даже и неформальные условия чиновников) и оставить за собой лишь контроль за исполнением. Как показывает практика, контролировать ГУПы так же невозможно, как выпороть самого себя.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия