Российская госкомпания «Роснефть» стала владельцем 49% акций нефтетрейдера Petrocas Energy Group. Последнему в Грузии принадлежат терминал в порту Поти и крупнейшая сеть автозаправок Gulf. Новость о появлении нового игрока на грузинском рынке не все восприняли с радостью.
«Хочу успокоить всех, ничего не меняется», – заявил бодрым голосом вице-президент Petrocas Energy Group Николоз Мчедлишвили «Эху Кавказа», комментируя информацию о сделке с «Роснефтью»:
«49%, то есть миноритарный пакет, приобрела «Роснефть». Это означает, что контрольный пакет сохраняет за собой грузинский менеджмент, он остается на месте. Никаких значимых изменений не планируется. Это (сделка) с учетом капитала «Роснефти» означает больше стабильности, увеличение грузооборота, новые рабочие места и инвестиции».
По словам Николоза Мчедлишвили, сумма сделки, которая состоялась 29 декабря в Москве между главой «Роснефти» Игорем Сечиным и председателем совета директоров Petrocas Давидом Якобашвили, не разглашается. Вице-президент Petrocas заверил, что договор был оформлен с соблюдением всех законов, как местных, так и международных. Он также отметил, что «Роснефть» – крупнейшая транснациональная компания, владельцем контрольного пакета которой является Российская Федерация, что она представлена на фондовых биржах Нью-Йорка и Лондона, а около 20% акций российского нефтяного гиганта принадлежат British Petroleum.
Тем не менее новость о том, что «Роснефть» появится на грузинском рынке, для многих в Тбилиси свалилась как снег на голову. Российский нефтяной монополист и его глава Игорь Сечин попали под санкции США и ЕС, введенные в ответ на аннексию Крыма Россией и события в восточной Украине. «Роснефть» ранее оказалась и в грузинском «черном списке», после того, как стала проводить разведку на Гудаутском шельфе и суше в Восточной Абхазии, заключив с де-факто властями соглашение на 45 лет. Все это противоречит закону «Об оккупированных территориях Грузии», запрещающему без разрешения официального Тбилиси работать в отколовшихся регионах. Представители власти в недоумении пожимали плечами. По их словам, они только сегодня узнали об этой сделке. Вице-премьер и министр экономики Георгий Квирикашвили в сердцах напомнил обществу, как терминал в Поти и сеть автозаправок Gulf оказались во владении грузинского бизнесмена и гражданина России Давида Якобашвили:
«Petrocas принадлежала представителям прежней власти, была их карманной компанией. Транзакции были осуществлены в оффшорах, и, к сожалению, у нас нет никакой возможности контролировать их. В нашу сторону слышны обвинения, что мы продаем российским компаниям. Теперь ясно видно, кто продает российским, к тому же попавшим под санкции, госкомпаниям имущество в Грузии. Поэтому в наш адрес обвинения абсолютно не оправданы. Все знали, что эта компания принадлежала Кезерашвили (экс-министр обороны) и Саакашвили».
Давид Кезерашвили, гражданин Израиля и Грузии, в бегах. После смены власти он был обвинен во взяточничестве, контрабанде и превышении должностных полномочий. Иск против Кезерашвили внесли и бывшие владельцы трех АЗС, на базе которых была создана сеть автозаправок Gulf. В ответ на публикации грузинских СМИ представитель Давида Якобашвили Дмитрий Габуния в мае 2013 года заявил, что бизнесмен законно приобрел акции, никогда не был бизнес-партнером Кезерашвили и полностью отмежевывается от него.
Бывший советник премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили Гия Хухашвили сегодня не стал вспоминать подробности того, что Якобашвили по доброй воле пришлось вернуть в казну 10 миллионов долларов после смены власти. Хухашвили не стал делиться и своими предположениями, почему бизнесмен решил создать с «Роснефтью» совместное предприятие. Новую сделку Хухашвили оценивает позитивно:
«Если у «Роснефти» будут жизненно важные интересы в Грузии, это может стать предпосылкой, чтобы связать наши другие проблемы с их интересами. У нас появляется возможность прямого диалога благодаря этому проекту, в том числе по проблеме абхазского шельфа».
Тем более, по словам Хухашвили, «Роснефть» не становится монополистом на грузинском рынке, нефтетерминалы, кроме Поти, есть также в Батуми и Кулеви.
Впрочем, с появлением российской госкомпании на грузинском рынке не стоит ожидать, что бензин подешевеет хотя бы на автозаправках Gulf. «Роснефть» делает акцент не на низких ценах, а на качестве», – пояснил «Эхо Кавказа» вице-президент Petrocas Energy Group Николоз Мчедлишвили.