Accessibility links

«Опасные люди»


Этих людей и их предков уже обвинили в том, что они представляют угрозу безопасности страны, и переселили. Спустя десятилетия предложили вернуться обратно, а сейчас вновь предъявляют аналогичные обвинения
Этих людей и их предков уже обвинили в том, что они представляют угрозу безопасности страны, и переселили. Спустя десятилетия предложили вернуться обратно, а сейчас вновь предъявляют аналогичные обвинения

Под большим знаком вопроса остается пребывание в Грузии многих репатриированных месхетинцев. Сегодня Тбилисский дом по правам человека совместно с региональной ассоциацией Самцхе-Джавахети «Толерант» провели пресс-конференцию, на которой обсудили проблему предоставления вида на жительство репатриантам.

Юнус Арифов не говорит по-русски. Изъясняться по-грузински ему тоже сложно, поэтому его историю рассказывают за него юристы. Сам Юнус одобрительно кивает головой: он, гражданин Азербайджана, проживает в Грузии уже восемь лет, имеет недвижимость и земельный участок. Согласно указу президента Грузии, он получил т.н. обещанное гражданство, которое будет предоставлено в случае, если репатриант в течение двух лет откажется от первого – азербайджанского гражданства. Однако азербайджанские власти Юнусу в этом отказали. А последняя попытка получить хотя бы вид на жительство в Грузии тоже не увенчалась успехом – 11 февраля Министерство юстиции его просьбу отклонило.

В отличие от Юнуса, Муслим Арифов сам рассказывает о своей бюрократической войне. «Опасными людьми» посчитало правительство Грузии супругу и сына репатриированного Муслима. Именно эта формулировка стала причиной отказа в предоставлении им постоянного вида на жительство в стране. По словам Муслима, сам он получил грузинское гражданство восемь лет назад. С тех пор живет и работает здесь и никак не может понять, какую именно опасность могут представлять его родные, которые просто хотят жить вместе со своим отцом и мужем. Муслим говорит, что продолжать эту бюрократическую войну нет уже ни сил, ни желания. Как и денег – бороться за свои права, по его словам, дело недешевое... Муслим обиды не скрывает: теперь его последняя надежда – суд:

«Деньги зарабатывать здесь очень сложно. Мы с трудом зарабатываем, подаем документы на вид на жительство и получаем отказ. Столько расходов! Поэтому я подал в суд. Мы все очень любим Грузию и хотим, чтобы Грузия обратила внимание на нас, ценила нас и справедливо решала наши юридические вопросы».

Правительство Грузии противоречит само себе, считает юрист Тбилисского дома по правам человека Эка Кобесашвили. Ей непонятно, почему людям, которые уже получили статус репатриантов и ждут обещанного гражданства, было отказано в виде на жительство. Тем временем Министерство юстиции в своем отказе ссылается на департамент контрразведки МВД, однако в его пресс-службе в ответ на просьбу растолковать использованную в отказе формулировку – «люди, представляющие опасность для страны» – предложили сделать письменный запрос и дождаться ответа в течение десяти дней. В Агентстве развития сервисов Минюста вообще не сочли нужным ответить на этот вопрос.

Юрист же надеется, что восстановить справедливость удастся посредством суда:

«Мы были вынуждены обратиться в суд. Он должен обязать Агентство развития сервисов Минюста выдать этим людям вид на жительство. Дело в том, что даже если бы у них не было статуса репатриантов, они все равно соответствуют критериям, необходимым для получения вида на жительство. Они восемь лет постоянно проживают на территории Грузии, у них есть здесь дома, а члены их семей являются гражданами Грузии».

Юнус и родные Муслима не единственные, кто пребывает сейчас «между небом и землей». Согласно данным региональной ассоциации «Толерант», у 140 репатриированных месхетинцев, проживающих в Грузии, проблемы с документами. По словам ее председателя – Циры Месхишвили, она занимается этим вопросом с 2004 года и с тех пор положение репатриантов продолжает оставаться таким же проблематичным, как и ранее. Месхишвили убеждена: своими действиями грузинское правительство оскорбляет чувства репатриантов. Однажды, говорит она, этих людей и их предков уже обвинили в том, что они представляют угрозу безопасности страны, и переселили. Спустя десятилетия предложили вернуться обратно, а сейчас вновь предъявляют аналогичные обвинения.

XS
SM
MD
LG