Сегодня в Цхинвале прошло 13-е заседание Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Россией и Южной Осетией. Как пояснил вице-премьер правительства России Александр Хлопонин, возглавлявший российскую делегацию, результатом сегодняшнего заседания стал точный перечень объектов, внесенных в Инвестпрограмму на 2015 год. При этом вице-премьер, судя по публикациям в официальной прессе, ни словом не обмолвился об обещанных им в прошлом году проектах по развитию реального сектора экономики.
В прошлом году Александр Хлопонин на одном из заседаний Межправкомиссии объявил, что 2014-й был годом завершения восстановительных работ, а 2015-й станет началом экономического развития, инвестиций в реальный сектор экономики. Можно долго спорить о том, почему нельзя было совместить одно с другим. Тем более что речь шла о крошечной территории. Одни по этому поводу язвили: видимо, такая уж логика российской власти, которая мыслит некими этапами развития, в ходе которых нельзя делать одновременно два дела. Другие возражали: Южная Осетия институционально пока не готова принять деньги на развитие реального сектора экономики, в республике нет прозрачных правил взаимоотношений власти и бизнеса, не видно заинтересованности чиновников создать комфортные условия для реализации частных инициатив.
«Законодательная база в целом готова. Есть закон об инвестиционной деятельности, где, в том числе, прописаны и принципы государственно-частного партнерства. Нами принят гражданский кодекс. Налоговое законодательство у нас гораздо мягче в сравнении с российским. Но при этом нет банковской системы как таковой. Это уже серьезное препятствие для развития бизнеса, конечно, если в этом развитии кто-то заинтересован, в чем я очень сомневаюсь, потому что ни одна из правящих элит не демонстрировала какого-либо мало-мальски заметного стремления для развития народного хозяйства», – говорит депутат парламента предыдущего созыва, экономист Геннадий Кокоев.
Российский политолог Евгений Крутиков, отвечая на вопрос о готовности республики к инвестициям в реальный сектор экономики, напомнил, как два с половиной года назад в республике начались первые разговоры о том, что, помимо восстановления разрушенных объектов, неплохо было бы подумать и о том, как жить дальше. Составить планы по модернизации республики, развитию ее экономики. Кстати, об этом много говорили и посещавшие Южную Осетию ответственные товарищи из администрации президента и правительства России. Время показало, что северянам не по силам расшевелить местные элиты, говорит Евгений Крутиков:
«В этом плане сейчас в сравнении с прошлыми годами ситуация еще хуже, потому что интеллектуальная обстановка только ухудшилась. Нынешний состав парламента хуже, чем предыдущий. Они не приняли ни одного внятного экономического закона и, кажется, не собираются этого делать. Правительство – это, грубо говоря, завхоз, который занимается мелкими бытовыми вещами, определенными в инвестиционной программе. Самостоятельно что-то придумать и написать они не могут. Развивать долгосрочную программу сейчас? Два с половиной года назад, когда это все только начиналось, было некое подталкивание из Москвы, была другая идейно-политическая ситуация в республике. Сейчас и Москва не подталкивает, потому что ей просто надоело бороться с непробиваемой стеной из людей, которые не хотят осуществлять там что-то продуктивное. Заниматься этим и некому, и лень. Да и политическая ситуация в республике уже другая – и этому парламенту, и этому правительству нет никакой практической целесообразности развивать долгосрочную экономическую перспективу».
Ближе к вечеру появилась первая информация по итогам заседания Межправкомиссии. По сообщению ИА «Рес», премьер-министр республики Доментий Кулумбегов заявил, что принятые на сегодняшнем заседании решения закладывают надежный фундамент в дело успешной реализации Инвестиционной программы на 2015 год:
«В ней предусмотрено строительство значимых для нас объектов – завершение строительства Госдрамтеатра, благоустройство улиц, строительство объектов социальной инфраструктуры в районах, городе Квайса. Это позволит нам сделать очередной важный шаг на пути восстановления и возрождения республики».
И ни слова об обещанных проектах развития реального сектора экономики. Опять – только стройка. Не иначе как ответственные товарищи решили, что республика пока не готова.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия