В Днепропетровске в субботу митинг "За единство Украины!", организовавшийся вообще-то поначалу как народный сход в поддержку губернатора области Игоря Коломойского, вступившего в острый конфликт с властью в Киеве. В начале недели казалось, что нельзя исключать некоторого всплеска сепаратизма (остряки шутили о перспективах "Коломойской народной республики"), против попавшего в опалу губернатора и олигарха в Киеве спешно возбуждали уголовные дела. Однако после долгого "мужского разговора" Игоря Коломойского с Петром Порошенко ситуация магическим образом изменилась: губернатор признал свои ошибки, а президент-сюзерен публично похвалил вассала-барона за патриотизм.
Накануне митинга в Днепропетровске были приняты повышенные меры безопасности. Служба безопасности Украины отрапортовала о задержании злоумышленника, который пытался провезти в город взрывчатку – якобы с немерением организовать теракт во время проведения массового мероприятия. На центральной площади Героев Майдана послушать бывшего губернатора Игоря Коломойского и его соратников, а также обещанного после завершения "официальной" части концерта певицы Русланы собрались несколько тысяч человек. Митинг, трансляцию которого вел канал "1+1", открылся с хорового исполнения гимна Украины и скандирования политических речевок. Один за другим выступили ушедшие вслед за Коломойским в отставку чиновники - хвалили Днепропетровск, выражали веру в скорую победу Украины, благодарили собравшихся "за мужество и терпение".
В центре конфликта Коломойского с центральными властями страны находилась борьба за контроль над формально государственными компаниями "Укртранснафта" и "Укрнафта". После договоренности с президентом, как утверждают в Киеве и как подтвердил сам Коломойский, конфликт, грозивший Украине серьезным политическим кризисом, исчерпан. В чем его развязка, недоумевают эксперты, да и многие простые украинцы?
Порошенко подписал указ об отставке Коломойского после почти десятичасовых личных переговоров с влиятельным днепропетровским бмзнесменом. Суть соглашения Коломойского и Порошенко не разглашается. Неизвестно, насколько их договоренности совместимы с интересами общества и государства. О составляющих достигнутого компромисса, очевидно, можно будет судить уже через несколько дней, когда будет назначен новый руководитель "Укртранснафты". Вполне вероятно, что условиями прекращения конфликта могут быть и предоставление государством финансовой помощи Приват-банку Коломойского, и лояльность к президенту со стороны массмедиа олигарха – информационного агентства УНИАН и телеканала "1+1".
Как пишет "Зеркало недели" в материале "Лохмотья гнева", позиции Порошенко в противостоянии с Коломойским укрепил Запад. Утверждается, что после телефонной беседы с вице-президентом США Джо Байденом премьер-министр Арсений Яценюк, который пытался занимать нейтральную позицию в ходе этого конфликта, осознал, что должен принять сторону главы государства. Информация о необходимости такого правильного понимания ситуации была донесена и до ключевого члена команды Яценюка – министра внутренних дел Украины Арсена Авакова.
Сам Игорь Коломойский в эфире принадлежащего ему телеканала "1+1" заявил, что добровольная отставка с поста днепропетровского губернатора не стала следствием противостояния с президентом государства и в целом противостояния власти с украинскими олигархами.
Если бы я был на месте Порошенко, то уволил бы губернатора Коломойского через три, а не через десять месяцев со времени его вступления в должность
– Я вчера давал интервью The Washington Post, где меня спросили: какие у меня отношения с президентом Порошенко? Я сказал, что у меня с ним прекрасные отношения, – рассказал Коломойский телезрителям. – Я считаю, что президент Порошенко – терпеливый и компромиссный. Если бы я был на месте Порошенко, то уволил бы губернатора Коломойского через три, а не через десять месяцев со времени его вступления в должность. Не было борьбы Порошенко с губернатором Коломойским. Был конфликт интересов внутри самого Коломойского. Некий дуализм личности, который, я считаю, благополучно разрешился. Не было борьбы Коломойского и Порошенко и, соответственно, не было борьбы с олигархами или попытки деолигархизации.
Срок действия достигнутого соглашения между Коломойским и Порошенко эксперты оценивают по-разному: одни дают ему неделю, другие считают, что договоренности могут действовать и до новых президентских выборов. В отличие от Коломойского, демонстрирующего применение с Порошенко, соратники бывшего губернатора обвиняют президента в стремлении использовать власть для увеличения своего состояния. Согласно последним данным журнала "Forbs-Украина", Петр Порошенко в этом году перестал быть миллиардером, хотя его бизнес, в том числе и корпорация Roshen, производящая кондитерские изделия, развивается высокими темпами. Если в 2014-м состояние Порошенко оценивалось в 1,3 млрд долларов, то в нынешнем – в 750 миллионов долларов, эта восьмая позиция в рейтинге самых состоятельных украинцев. Как и прежде, первое место занимает Ринат Ахметов, у него почти 7 млрд долларов, а третий в этом списке – Игорь Коломойский, его капитал составляет 1,4 млрд долларов.
О конфликте основателя группы "Приват" и президента Украины рассуждает соратник Коломойского, депутат Верховной Рады Виталий Куприй:
Порошенко не дает спокойствия то обстоятельство, что Коломойский пользуется большим авторитетом
– В прессе говорят, что это был конфликт между двумя олигархами. Наверное, Порошенко не дает спокойствия то обстоятельство, что Игорь Валерьевич пользуется большим авторитетом. И я абсолютно уверен: если бы он решил заниматься политикой, то его рейтинг был бы на порядок выше, чем у действующего президента. Второй момент: про помощи войн за материальные ресурсы пытались понизить и рейтинги, и возможности Коломойского, чтобы он не был таким сильным. Но я считаю, что это неправильно. Если это и делать, то только в рамках закона, а то, что мы видели по "Укртранснафте", однозначно противоправные действия. Приходили ночью, без необходимых документов, поставили руководителем человека, который не имеет нормальной репутации, без конкурса и, как выяснилось, он вообще бывший сотрудник СБУ (речь идет о Юрии Мирошнике, который должен сменить на посту председателя правления "Укртраснафты" Александра Лазорко, человека Коломойского. – РС). Все это вылилось, я считаю, в выдуманные обвинения в адрес команды Коломойского и группы депутатов Верховной Рады в том, что они – бандитская группа, которая занимается контрабандой и похищением людей. Это вранье. Глава СБУ Валентин Наливайченко сделал это по указанию президента, и после этого я решил выйти в парламенте из президентской фракции.
О причастности членов команды олиграха к преступной группировке председатель СБУ Валентин Наливайченко объявил за день до увольнения Коломойского с поста главы Днепропетровской обладминистрации. Как утверждает "Зеркало недели", развязка острой фазы конфликта Коломойского с властью произошла по самому мягкому из имевшихся трех вариантов. Два из них предполагали не только привлечение к уголовной ответственности членов команды губернатора, но и серьезное поражение интересов группы "Приват".
Депутат Куприй не исключает, что в борьбе против Коломойского Порошенко мог объединиться с другими украинскими олигархами:
– Это может быть и Ринат Ахметов, и Виктор Пинчук, и Дмитрий Фирташ, и Сергей Левочкин. Почему не ведется борьба с теми, кто довел нашу страну до ручки, кто незаконно приватизировал предприятия? Почему не ведется борьба коррупционерами, например, Юрием Бойко (лидер парламентской фракции "Оппозиционный блок", которого в период президентства Виктора Януковича обвиняли в коррупции при закупке нефтегазовых вышек для Черноморского шельфа. – РС), почему начинают бороться неправильными путями с теми, кто занял принципиально проукраинскую позицию?
Об отношениях президента Украины и влиятельного олигарха Радио Свобода рассказал депутат Верховной Рады от "Блока Петра Порошенко", бывший журналист сайта "Украинская правда" и один из самых яростных критиков Игоря Коломойского Сергей Лещенко:
Для Коломойского терять влияние – значит терять заработок, а он на это не пойдет
– Порошенко выполнил запрос, рожденный еще на Майдане. Это требование который год зреет в обществе – чтобы олигархи, люди, конвертирующие свой бизнес в политическое влияние и наоборот, были удалены из политики, чтобы они не использовали государственное имущество, государственные ресурсы для личного обогащения. Коломойский использовал пребывание во власти для зарабатывания денег на общественном ресурсе – на государственном имуществе.
– Вы считаете, что конфликт исчерпан? Или у Коломойского есть какие-то возможности для контрнаступления?
– Я думаю, что конфликт не исчерпан. Коломойский будет, конечно же, атаковать и дальше разными способами – и через политику, и через подконтрольные ему добровольческие батальоны, и через свои медиаресурсы. Для него терять влияние – значит терять заработок, а он на это не пойдет. В свое время Коломойский сделал вывод о том, что нет смысла вкладывать деньги в политиков-марионеток, лучше вложить средства в себя самого, чтобы лично представлять собственные интересы во власти. То есть он стал олигархом в самом примитивном и откровенном смысле слова.
– Вы можете предположить, какие аргументы использовал Петр Порошенко, чтобы Коломойский попросился в отставку?
– Коломойский подал в отставку не по своему желанию, это очевидно. Он вынужден был уйти под давлением общественности, под давлением западного сообщества, под давлением в том числе журналистов, и прежде всего – под давлением президента. Это комбинация факторов, и решающим стало вот что: у власти есть доказательства преступной деятельности Коломойского. Я так понимаю, ему предлагали альтернативные варианты: или уйти по-хорошему, или уйти по-плохому – прямо в камеру следственного изолятора.
– Вы согласитесь, что тут есть элемент политического манипулирования? До тех пор, пока Коломойский формировал батальоны для защиты Украины, никого особенно не волновало то, что он владеет частью акций государственных предприятий, а сейчас вдруг накопали и такое уголовное дело, и сякое. А потом неожиданно простили и похватили за патриотизм.
Черта была примерно такой: он может использовать батальоны в зоне АТО или у себя на рубежах, но не имеет права заводить их в Киев и захватывать активы, которые, по сути, принадлежат государству
– Да, батальоны он формировал, но батальоны формировал не только он. Днепропетровские батальоны занимались скорее обороной только этой области. То, что Коломойский формировал батальоны, не дает ему права заниматься грабежом государственных активов. Плюс ко всему подключился Запад, который как пощечину воспринял слова Коломойского о том, что он не собирается платить в бюджет деньги с доходов компании "Укрнафта" – у государства контрольный пакет акций в этой компании, а Коломойский ею управляет уже более 12 лет. Я думаю, что в данном случае Коломойский просто перешел красную черту.
Нужно инициировать уголовные дела, связанные с деятельностью Коломойского, расследовать и покушения на убийство, и использование власти для собственного обогащения, и злоупотребления властью и служебным положением
Эта черта была примерно такой: он может использовать батальоны в зоне АТО или у себя на рубежах, но не имеет права заводить их в Киев и захватывать активы, которые, по сути, принадлежат государству. Этим самым Коломойский бросил вызов Порошенко, поставил его в положение нелегитимного президента. Потому что только президент имеет право, по конституции, использовать вооруженные силы, и больше никто, президент – Верховный главнокомандующий. Я думаю, Порошенко совершенно правильно решил вопрос путем отставки Коломойского. Я думаю, президенту не стоило бы останавливаться. Нужно инициировать уголовные дела, связанные с деятельностью Коломойского, расследовать и покушения на убийство, и использование власти для собственного обогащения, и злоупотребления властью и служебным положением.
– Как, кстати, Коломойский чувствовал себя при президенте Украины Викторе Януковиче?
– У него с прежней властью была договоренность. Он управлял компанией "Укрнафта", которая приносила ему огромные ежемесячные доходы, и делился, в том числе с семьей Януковича. Доказательств довольно много – это и участие Коломойского в семейных застольях Януковича, его присутствие на дне рождения Януковича за пару месяцев до начала Майдана, например. Коломойский поддерживал Януковича на выборах 2010 года через уголовного авторитета Юрия Иванющенко (он же Юра Енакиевский). Уже после начала событий на Майдане, 16 января, когда были приняты законы, которые фактически вводили диктатуру в Украине и ограничивали свободу слова, Коломойский приехал на свой телеканал "1+1" и сказал: журналисты, которые выступают против этих законов, должны быть уволены, потому что они собираются пойти против закона. То есть, по сути, он занял сторону власти. Переориентировался Коломойский, только когда режим Януковича был уже обречен.
– В Днепропетровской области его влияние в любом случае останется очень сильным. Как сейчас, по вашим оценкам, может развиваться ситуация? В частности, каким может быть исход бывшего народного схода, который переформатировался в воскресный митинг за единство Украины?
– Непризнанные "народные республики" в Луганской и Донецкой областях стали возможными благодаря местному населению, которое поддержало или, по крайней мере, не противилось их возникновению. Чтобы какая-то форма сепаратизма возникла в Днепропетровске, местное население должно захотеть создать у себя народную республику. Я не думаю, что местное население готово к тем последствиям, которые налицо в Донецке или в Луганске: разрушены города, уничтожены школы, инфраструктура, разрушена финансовая система и так далее.
В любом случае для власти в Киеве окончательное отстранение Коломойского от принятия решений – вопрос, который необходимо решать. Порошенко не будет успешен как президент, он не добьется своих целей и не выполнит своих обещаний, если в стране сохранится нелегитимный альтернативный олигархический источник власти.
– У Порошенко есть ресурс для того, чтобы победить в этой борьбе?
– Конечно, у него есть вся полнота власти для этого. Он – Верховный главнокомандующий, он держит в своих руках силовой блок, и я уверен, что его поддерживают на Западе. Комбинация этих факторов должна ограничить влияние Коломойского и других олигархов.
– Судя по тому, что пишет украинская пресса, довольно двусмысленную позицию занимал в этом конфликте премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Он никак в свару не вмешивался и сочувствовал, как говорят, скорее Коломойскому, чем Порошенко. Почему?
– На последнем этапе Яценюк все же проявил решительность. По моей информации, Яценюку позвонили из Вашингтона с рекомендацией не заниматься игрищами, а поддерживать легитимную власть. После чего он отстранился от Коломойского. Все знают, что Яценюка связывали с Коломойским кое-какие интересы. Андрей Иванчук, друг премьер-министра со студенческих лет, его ближайший соратник, глава Комитета Верховной Рады по экономической политике (именно он долго блокировал закон, направленный на ограничение влияния олигарха) является бизнес-партнером Коломойского. Это признал и сам Коломойский. Конечно, налицо конфликт интересов, который Яценюк должен был решить – и он его в меру своих возможностей решил.
– По вашим оценкам, вся эта история с Коломойским – "отдельный" эпизод, своего рода изолированный вызов для власти? Или вслед за Коломойским могут последовать и другие украинские олигархи, например, Ринат Ахметов?
Нужно делать политику не по русскому сценарию, а по нормальному, цивилизованному европейскому сценарию
– Я думаю, у Порошенко другого выхода нет – он должен заняться всеми олигархами. Во-первых, чтобы показать полноту своей власти, чтобы остановить всевозможные игры отдельных олигархов, направленные на дестабилизацию обстановки. А во-вторых, он это должен сделать, чтобы показать: это была не просто атака на Коломойского, а реальная политика ограничения влияния олигархов. Для этого ему придется, конечно, заниматься и другими персонажами, иначе его обвинят в необъективности.
– В чем суть этой политики, как бы вы это сформулировали? Это запрет крупным бизнесменам вмешиваться в политические процессы?
– Я думаю, это ограничение влияния олигархов на все процессы в стране в первую очередь. Это должно быть сделано, конечно, не путем использования диктаторских методов, а путем создания системы ограничений влияния олигархов, путем создания инфраструктуры нормального цивилизованного общества. Это и общественное телевидение, и верховенство права, и финансирование партий из госбюджета, чтобы деньги олигархов не играли доминирующей роли в политике. Нужно делать политику не по русскому сценарию, а по нормальному, цивилизованному европейскому сценарию.
– Украина, считаете, готова к этому? Очевидно, требуется пересмотр каких-то законодательных норм, например, законов насчет структуры собственности формально принадлежащих государству предприятий?
– Уже принят соответствующий закон, именно это и спровоцировало Коломойского на атаку. Парламент много лет не мог принять этот закон, поскольку был погружен в коррупцию – и вот недавно, наконец, закон принят. Таким образом Коломойский и теряет контроль над "Укрнафтой". Вот почему он пошел в атаку, используя свой добровольческий батальон, – считает депутат Верховной Рады Украины Сергей Лещенко.
Выступая в эфире канала "1+1", Игорь Коломойский заявил, что не собирается идти в политику или создавать новые политические проекты, а продолжит заниматься бизнесом. Эксперты в Днепропетровске считают, что в ближайшие месяцы бывший губернатор "затаится" и не решится предпринимать активные действия, сосредоточив усилия на подготовке к местным выборам, которые могут состояться в области а конце этого года или в начале следующего. Киевские амбиции Коломойского, по всему судя, не оправдались, и ему необходимо сохранить за собой Днепропетровск, управлять которым прислан из Киева Валентин Резниченко. Резниченко – выходец из Днепропетровска, однако давно уехал из родного города и "свою команду" ему предстоит создавать с нуля: либо вербовать из "местных", либо привозить из столицы или соседних областей.
Фрагмент программы "Итоги недели"