На прошлой неделе, в пятницу, 5 февраля, глава Чеченской республики Рамзан Кадыров посетил семью бывшего эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева. Как сообщают провластные СМИ, он заверил родственников бывшего полевого командира боевиков самопровозглашенной Ичкерии, что их никто не будет преследовать. Кадыров заверил семью Закаева, что вражды между ними быть не может и он считает их своими родственниками. По его словам, они не должны отвечать за ошибки Ахмеда Закаева. Но всего через несколько дней местное телевидение показало кадры, как в мечети тейп Чинхой, к которому принадлежит Закаев, публично отказывается от родственника.
Практически с первых дней утверждения Владимиром Путиным на посту главы Чеченской Республики Кадыров начал бороться с самой идеей независимости чеченского народа. Методы и способы используются различные, вплоть до взятия в заложники членов семей воюющих за освободительную войну. Этот метод более распространен. Так был «вызван из леса» один из крупных представителей масхадовского правительства, министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев. Некоторых депутатов парламента Ичкерии вернули в республику шантажом и провокациями. Один из последних бастионов, который никак не поддается Кадырову, остается в Лондоне.
Ныне покойный Дукваха Абдурахманов, будучи председателем промосковского парламента, специально ездил на встречу с Закаевым. Но Закаев настаивал на урегулировании российско-чеченского вопроса за столом переговоров при участии международных представителей. А Кадыров требует безоговорочного возвращения Закаева в Чечню и даже обещал ему работу в театре. В разговоре с чеченской службой Радио Свобода Закаев заявил:
«Он начал это не сейчас. По-моему, лет уже 8-9 лет идут разговоры обо мне: «ни сегодня-завтра приедет». Они не имеют под собой никаких оснований, и нет здесь никакой инициативы с моей стороны. Восемь лет назад обсуждения начинались не о моем возвращении, а какие должны быть отношения между Чеченской Республикой и Россией. Сначала предполагалось обсудить это с народом, прийти к общему согласию и потом уже предложить России свое видение отношений. Начинали вообще с того, что за основу будет принят документ, подписанный президентом Чеченской Республики Асланом Масхадовым и президентом России Борисом Ельциным».
Закаев не видит никакой возможности возвращения на родину, пока не будет решен самый важный вопрос – политический.
«Я не то чтобы не люблю свою родину, не люблю чеченский народ. Но в сложившейся на сегодняшний день ситуации я не вижу способа вернуться домой. С оккупационным режимом, который там установил Путин, я не буду иметь ничего общего. Я готов три раза умереть в день, чтобы избежать этого. Главным образом, этот режим поставлен для того, чтобы исказить и уничтожить чеченские традиции, обычаи, культуру. Надо сказать, что они прекрасно справляются. Частью преступлений, которые совершаются против моей страны и народа, я никогда не смогу стать и не буду. Я тоскую и переживаю за свою родину, народ и ситуацию, которая там сложилась. Но пока с российскими властями не будет найдет компромисс, пока мы не станем свободными, мы не сможем спокойно и мирно жить на своей земле».
На почти часовом видео ГТРК видно, как Кадыров входит во двор к родственникам Ахмеда Закаева и плачут женщины. А диктор объясняет, что «слезы не могли сдержать и мужчины». Несведущему человеку не понять, это слезы радости или отчаяния. Ахмед Закаев поясняет:
«Я видел эти съемки и я отметил это в своем обращении к чеченскому народу. Три дня подряд их держали в напряжении в ожидании неприятностей, что вот-вот что-то начнется. У меня нет связи с родственниками, и я говорю то, что я сам знаю, и то, что мне по своим каналам известно. Плачущими или расстроенными я хоть увидел своих родственников. Но нам известны повадки и поведение местных властей. И то, как они говорят: «Мы же вам ничего плохого не сделали и дорогу вам не переходили. Нам было известно, что дочка Закаева приезжает домой». Понимаете, они чрезвычайно гордятся фактом, что они им до сих пор не навредили и не принесли горя. Когда такие заявления делают люди, которые представляют власть, это ненормально. Только потому, что они мои кровные родственники, хоть и не совершали никакого преступления, им (властям) кажется, что они должны были наказать моих родственников. И безмерно гордятся тем фактом, что все же не наказали. С нескрываемой гордостью друг другу сообщают и заявляют всему миру об этом. Они говорят: «Вы же живете здесь столько лет, и вам власти ничего не сделали». И вот можете себе представить состояние людей, которые живут в Чеченской Республике. Мы можем наблюдать, в каком страхе перед наказанием они живут».
Кадырову в республике приписывают роль спасителя нации. В доме родственников Закаева глава республики благосклонно говорит, как заблуждается Ахмед и заставляет страдать своих родственников. Он заявил, что идея свободы, за которую боролся чеченский народ, ее уже нет.
«Идеи нет, народ больше не ожидает, нет никакого Кавказа, нет никакой Ичкерии, народ дал право... министр обороны, командующие, в гвардии президента, больше половины депутатов (Ичкерии), свободы нет, все они уже дома... чего тогда там находиться? Я думаю, что сегодня он (Закаев) должен приехать домой и находиться дома. Если бы сегодня Ахмед был дома, вам, сестрам и братьям, была бы свобода. Разве не это является свободой и правом? Та свобода, о которой он говорит, никто на свете о ней не говорит, нет никакого основания и документа. 10-15 человек когда собираются, не смеют даже лица показать. Как бы трудно ему не было, когда дома так его ждут родственники, он выбирает жить не среди своих. Что это за свобода? Если бы мне дали все богатства на земле, я говорю, дай Бог мне смерти, если придется жить вне своей родины. Это не свобода, не освобождение и не религия. Сегодня он заставляет вас плакать. Если бы было основание для диалога, я бы ничего не говорил. Но мы должны войти в его положение. Если он уже ввязался, спецслужбы не отпускают. Ну, ничего, он поймет, вернется, никаких сомнений нет на этот счет».
По словам представителей семьи Закаева, перед визитом Кадырова Ахмед якобы давал слово, что лезть в «грязные политические интриги» больше не станет. Родственники по очереди на камеру обратились к Ахмеду Закаеву.
«Ахмед, пока Рамзан не приехал, ты разве не давал мне слово? Разве не я тебе звонил и не я с тобой разговаривал? Ты же давал мне слово, что не будешь писать и перестанешь что-либо предпринимать. Почему ты нас ставишь в неловкое положение? У тебя нет к нам сострадания?
– Хуже неловкого положения нет ничего.
– Если ты не наш сторонник, почему ты хотя бы не сидишь там тихо?
– Они, родственники, не понимают того, что делает Ахмед. И я не понимаю. Как же его Бог наказал, что он видит только то, что сам делает? Значит, Бог не дал ему ума. И Рамзан, понимая, что Бог не дал ему разума, сам приехал. Бог его прислал».
Во вторник на ГТРК появилось видео, на котором в мечети города Урус-Мартан тейп Чинхой, к которому принадлежит Ахмед Закаев, отказывается от него. Перед выступлением молодого человека по имени Рукман Дадаев представитель власти зачитывает с мобильного телефона текст Закаева, где он говорит, что «весь чеченский народ находится в заложниках» пропутинской власти.