Accessibility links

Батыр Пухаев: «Что со мной делать, они не знают»


Процесс над Пухаевым проходит в Цхинвальском городском суде в закрытом режиме из-за того, что материалы дела якобы содержат государственную тайну
Процесс над Пухаевым проходит в Цхинвальском городском суде в закрытом режиме из-за того, что материалы дела якобы содержат государственную тайну

Бывший депутат югоосетинского парламента Батыр Пухаев, которого судят в Цхинвале по обвинению в измене родине и попытке насильственного захвата власти, ранее отказался от амнистии. Второй фигурант уголовного дела – его брат Игорь Пухаев – был освобожден 10 марта в рамках трехстороннего обмена заключенными между Грузией, Абхазией и Южной Осетией. Почему Батыр Пухаев отказался от амнистии, как Игорь Пухаев вышел на свободу, почему братья оказались в заключении в Цхинвале – эксклюзивные ответы на эти и другие вопросы заключенный Батыр Пухаев передал через третье лицо нашему владикавказскому корреспонденту.

Бывший депутат югоосетинского парламента Батыр Пухаев находится в заключении в Цхинвале с июня 2014 года. Он и его брат Игорь Пухаев были арестованы по обвинению в измене родине и попытке насильственного захвата власти. 10 февраля Игорь Пухаев был амнистирован югоосетинским президентом и передан грузинской стороне в обмен на отбывавших наказание в грузинских тюрьмах югоосетинских граждан. Подсудимый Батыр Пухаев, находящийся в ИВС МВД Южной Осетии, через третье лицо передал мне аудиозапись с эксклюзивными ответами на мои вопросы. Батыр Пухаев рассказал, как проходили переговоры об обмене заключенными:

«Переговоры проходили в высших политических кругах на уровне трех президентов – РЮО, Абхазии и Грузии. Над этим обменом работа шла давно. К нам – ко мне и Игорю – первыми официально обратились из органов по правам человека, но мы оба написали отказ. Потом к нам начали обращаться родственники и друзья пожизненно осужденных в Грузии ребят, неправительственные организации. Потом с нами связался Дмитрий Санакоев и предложил обменяться с пожизненно осужденными в Грузии. Этот обмен должен был произойти еще до Нового года. После этого разговора один из нас, братьев Пухаевых, а именно Игорь Пухаев согласился на обмен и только из-за того, чтобы наши ребята обрели ту свободу, о которой уже и думать не могли. Этот его поступок достоин уважения и восхищения. Я же отказался, чтобы доказать нашу невиновность перед своим народом и РЮО».

Батыр Пухаев подтвердил, что ему предлагали амнистию по состоянию здоровья, но он от нее отказался:

«О какой амнистии и каком помиловании может идти речь, если суд пока не вынес никакого приговора, пока идут процессы? Но на одном из процессов озвучивалось такое предложение – амнистия по состоянию здоровья, но я отказался. Если я виновен, то, как виновный, я должен понести наказание, если же невиновен, то меня должны отпустить на свободу с чистым именем, и здесь я пойду до конца. Речь идет о моем имени, моей семье и о моем будущем, и на свободу я должен выйти с чистым именем и чистой репутацией».

В аудиозаписи бывший депутат югоосетинского парламента категорически опроверг, что получал гарантии неприкосновенности от высокопоставленных представителей югоосетинской власти в 2014 году, когда его вместе с братом Игорем арестовали в Цхинвале на похоронах матери. Согласно неподтвержденной информации, негласное разрешение на въезд в республику после долгого пребывания в Грузии братья Пухаевы получили от главы СВР Сослана Гатикоева и тогдашнего генпрокурора Мераба Чигоева. Говорит Батыр Пухаев:

«В 2014 году умерла моя мать, и мы с братом Игорем приехали ее похоронить. Но нам не дали даже возможности ее похоронить и проводить в последний путь. Она больше всех настрадалась из-за моих проблем. Ее последним словом было то, чтобы ее похоронили в РЮО. Слово матери – святое, и мы так и поступили. А вечером к нам приехали и забрали нас в КГБ, где предъявили обвинение в измене родине и захвате власти и поместили в ИВС города Цхинвал. Я нахожусь в ИВС уже год и девять месяцев. Что со мной делать, они не знают, потому как на меня у них нет никакого компромата, нет ни единого доказательства моей вины. Ходили некие слухи, будто кто-то выступал гарантом нашей безопасности по приезду в РЮО. Но я официально заявляю, что мы ни с кем не договаривались, приехали сами, потому как виновными себя ни в чем не считаем, в противном случае нас бы здесь просто не было».

Процесс над Пухаевым проходит в Цхинвальском городском суде в закрытом режиме из-за того, что материалы дела якобы содержат государственную тайну. Ни адвокат, ни родные Пухаевых не могут раскрывать деталей многочисленных заседаний. Сам Батыр Пухаев говорит, что обвинение не смогло представить суду доказательств его вины:

«Суд идет так, как и должен идти судебный процесс. Никаких претензий у меня к нему нет, а вот обвинительная сторона не представила никаких улик – ни единой. Меня обвиняют в измене родине и захвате власти, но эти обвинения голословны, и у обвинителя на меня нет ничего, виновным я себя тоже не считаю. Они грозились, что у них есть свидетели и бумаги, подтверждающие мою вину, но, как оказалось, ничего этого у них нет. Одним словом, суд зашел в тупик. И сейчас они уже не знают, что со мной делать, и за это тоже кто-то должен ответить. Дождемся окончания суда».

Уголовные дела против братьев Пухаевых были возбуждены Генпрокуратурой республики еще в 2008 году по обвинению в сотрудничестве с созданной Тбилиси так называемой временной администрацией Южной Осетии под руководством экс-министра обороны республики Дмитрия Санакоева. По утверждению близких Пухаевых, экс-президент Эдуард Кокойты организовал на них травлю и выдавил в Грузию. Батыр Пухаев не отрицает, что его связывают дружеские отношения с Дмитрием Санакоевым, однако подчеркивает, что никогда с ним не сотрудничал:

«Я не согласен с обвинением против Дмитрия Санакоева. Я никогда не сотрудничал с Дмитрием Санакоевым. Я дружу с ним. Мы знакомы с детства. А по поводу предателя, так это время покажет. Если он виновен в том, в чем его обвиняют, он ответит перед своим народом, республикой и перед Богом».

Бывший депутат югоосетинского парламента напоминает, что отошел от политики еще в 2008 году. О планах на будущее Батыру Пухаеву трудно говорить. Он подчеркивает, что главное для него сейчас – доказать свою невиновность:

«Свое будущее я вижу со своим народом и своей семьей, которая сильно пострадала. Пока я не знаю, где я буду жить, но где бы я ни жил, человек должен оставаться человеком. Политика меня не интересует, от нее я отошел еще в 2008 году. Я хочу жить там, где хочу, со своей семьей и близкими. Сейчас у меня одна задача – защитить себя и доказать свою невиновность. Я готов к любому приговору, лишь бы он был справедливым. Я не боюсь тюрьмы, но также я не хочу сидеть ни за что. У меня мнение одно: если человек виновен, то должен сидеть в тюрьме, если невиновен – должен быть на свободе».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG