На Кавказе принадлежность к сильному полу дает мужчинам преимущественное право отстраивать гендерную иерархию. Женщины этого права лишены, а потому отношениями между полами «заведуют» исключительно кавказские мужчины. Естественно, что по всем позициям они продолжают настаивать на собственном превосходстве.
Но, увы, данная иерархия не имеет никакого отношения к строительству гражданского общества или государственной системы. Аргументы в пользу незыблемости такого порядка традиционны: сильный пол потому и сильный, что обладает физической силой, которая в свою очередь позволяет ему стоять на защите интересов слабого пола. Попробуем на мгновение согласиться с этим тезисом. Получается, что у любой женщины на Кавказе есть Защитник (именно так, с большой буквы!). И не важно, кто он: отец, муж, брат, любовник или сосед. Защитник есть! И этим званием по праву гордятся тысячи кавказских мужчин.
В Южной Осетии статус защитника не только женщины, но еще и родины (о женской сущности этого понятия написано немало) обрел сакральный смысл. «Союз защитников Осетии», созданный неравнодушными людьми, «защищает» незыблемость основ государственного строя и гендерного баланса так, что мало не покажется никому. Список «добрых дел» «защитники» открыли походами на дом и на работу к гражданским активистам и журналистам. Им доходчивыми словами объясняли, что не следует вести подрывную работу и клеветать на собственное государство. Кредо «Союза» точно охарактеризовал министр информации и печати: «Они нас защитили от внешнего врага, значит, защитят и от внутреннего». Каким-то образом в список внутренних врагов затесались и женщины. В этот момент осетинский или, точнее сказать, общекавказский императив, запрещающий говорить с женщиной на языке силы, был благополучно отринут.
«Кто ты такая?», «Что ты можешь одна сделать в нашем обществе?», «Кто тебя послушает?», «У тебя же мужа нет, и твое слово разведенной женщины ничего не значит!» и т.д. и т.п. Таким образом «защитники» во время своих набегов «опрашивали» женщин, чьи взгляды они сочли неблагонадежными. Развязные интонации, угрожающая манера поведения, позволяют квалифицировать такие визиты как уголовный «наезд». Подобные «разборки» - неотъемлемая часть жизни городской люмпенизированной шпаны, но даже в этой среде к выяснению отношений приглашались исключительно мужчины. Теперь же, как выясняется, женщина также стала объектом агрессии. Значит ли это, что гендерная иерархия сломана? Или же причина в другом?
Мне пришлось несколько раз лично столкнуться с «защитниками». Нужно сказать, что эти встречи были достаточно неприятными и, надеюсь, что не только для меня, но и для моих оппонентов. Но не в этом суть.
Председателю организации «Союз защитников Осетии» удалось найти такие слова, которые полностью меня обезоружили.
«А где ты вообще была во время войны?» - грозно спросил он.
Я замялась, стала «экать», потом выдавила, что была в Алагире. Главный «Защитник» меня тут же пристыдил: «Ну, вот видишь, пока ты сидела в Алагире, мы тут воевали!».
От такой неожиданной чести моя голова пошла кругом. Так все же иерархия «накрылась»? Меня удостоили права быть потенциальным защитником Родины, при этом не «тыловой крысой», а самым настоящим солдатом. Но это значит, что сегодня мы, женщины, можем защищать родину, себя, да и представителей сильного пола в придачу. Ноу-хау.
Но окончательно к мысли о том, что на Кавказе нет больше традиционной гендерной иерархии и защитников в их прежнем значении, я пришла позже, когда услышала о трагической гибели известной правозащитницы Натальи Эстемировой. Убийство Эстемировой говорит об очень серьезной смене морально-нравственных приоритетов на Кавказе. Как предполагается, с Эстемировой расправились околовластные люди с оружием, чтобы заткнуть рот и ей, и другим правозащитникам. Но в этой трагедии есть и другой момент, на который следует обратить особое внимание: Наталью Эстемирову - женщину, вдову и мать - убили без права на защиту, и никто за нее не заступился. Никто не объявил войну убийцам женщин, никто из мужчин не защитил ими же пропагандируемое право женщин быть слабым полом!
Но, увы, данная иерархия не имеет никакого отношения к строительству гражданского общества или государственной системы. Аргументы в пользу незыблемости такого порядка традиционны: сильный пол потому и сильный, что обладает физической силой, которая в свою очередь позволяет ему стоять на защите интересов слабого пола. Попробуем на мгновение согласиться с этим тезисом. Получается, что у любой женщины на Кавказе есть Защитник (именно так, с большой буквы!). И не важно, кто он: отец, муж, брат, любовник или сосед. Защитник есть! И этим званием по праву гордятся тысячи кавказских мужчин.
В Южной Осетии статус защитника не только женщины, но еще и родины (о женской сущности этого понятия написано немало) обрел сакральный смысл. «Союз защитников Осетии», созданный неравнодушными людьми, «защищает» незыблемость основ государственного строя и гендерного баланса так, что мало не покажется никому. Список «добрых дел» «защитники» открыли походами на дом и на работу к гражданским активистам и журналистам. Им доходчивыми словами объясняли, что не следует вести подрывную работу и клеветать на собственное государство. Кредо «Союза» точно охарактеризовал министр информации и печати: «Они нас защитили от внешнего врага, значит, защитят и от внутреннего». Каким-то образом в список внутренних врагов затесались и женщины. В этот момент осетинский или, точнее сказать, общекавказский императив, запрещающий говорить с женщиной на языке силы, был благополучно отринут.
«Кто ты такая?», «Что ты можешь одна сделать в нашем обществе?», «Кто тебя послушает?», «У тебя же мужа нет, и твое слово разведенной женщины ничего не значит!» и т.д. и т.п. Таким образом «защитники» во время своих набегов «опрашивали» женщин, чьи взгляды они сочли неблагонадежными. Развязные интонации, угрожающая манера поведения, позволяют квалифицировать такие визиты как уголовный «наезд». Подобные «разборки» - неотъемлемая часть жизни городской люмпенизированной шпаны, но даже в этой среде к выяснению отношений приглашались исключительно мужчины. Теперь же, как выясняется, женщина также стала объектом агрессии. Значит ли это, что гендерная иерархия сломана? Или же причина в другом?
Мне пришлось несколько раз лично столкнуться с «защитниками». Нужно сказать, что эти встречи были достаточно неприятными и, надеюсь, что не только для меня, но и для моих оппонентов. Но не в этом суть.
Председателю организации «Союз защитников Осетии» удалось найти такие слова, которые полностью меня обезоружили.
«А где ты вообще была во время войны?» - грозно спросил он.
Я замялась, стала «экать», потом выдавила, что была в Алагире. Главный «Защитник» меня тут же пристыдил: «Ну, вот видишь, пока ты сидела в Алагире, мы тут воевали!».
От такой неожиданной чести моя голова пошла кругом. Так все же иерархия «накрылась»? Меня удостоили права быть потенциальным защитником Родины, при этом не «тыловой крысой», а самым настоящим солдатом. Но это значит, что сегодня мы, женщины, можем защищать родину, себя, да и представителей сильного пола в придачу. Ноу-хау.
Но окончательно к мысли о том, что на Кавказе нет больше традиционной гендерной иерархии и защитников в их прежнем значении, я пришла позже, когда услышала о трагической гибели известной правозащитницы Натальи Эстемировой. Убийство Эстемировой говорит об очень серьезной смене морально-нравственных приоритетов на Кавказе. Как предполагается, с Эстемировой расправились околовластные люди с оружием, чтобы заткнуть рот и ей, и другим правозащитникам. Но в этой трагедии есть и другой момент, на который следует обратить особое внимание: Наталью Эстемирову - женщину, вдову и мать - убили без права на защиту, и никто за нее не заступился. Никто не объявил войну убийцам женщин, никто из мужчин не защитил ими же пропагандируемое право женщин быть слабым полом!