Доклад Госдепа США по правам человека подтолкнул грузинские власти к очередному проявлению неприязни к гражданскому сектору и оппозиционерам. Адресаты доклада, в котором содержится критика – представители исполнительной и судебной власти, – остались недовольны тем, что его авторы в своих положениях ссылаются на точки зрения правозащитных НПО и оппозиционных партий.
Мы поставим вопрос, чтобы Госдепу США были предоставлены исследования авторитетных организаций, заявил журналистам не сумевший скрыть эмоций судья и член Совета юстиции Серго Метопишвили. Он остался недоволен тем, что авторы ежегодного доклада о правах человека сочли нужным рассказать в документе о поводах для беспокойства со стороны правозащитников из «Коалиции за независимую и прозрачную судебную систему» и грузинского филиала Transparency International:
«...по поводу отсутствия независимости судебной власти. Наблюдая за ситуацией в течение года, они (правозащитники) выделили проблемы, в том числе, усиление влиятельной группы судей, в основном состоящей из членов Высшего совета юстиции и председателей судов, которая, как утверждается, подавляла критические мнения в судебной системе и препятствовала предложениям по укреплению независимости судей».
Нельзя доверять главе Transparency International Эке Гигаури и председателю Ассоциации молодых юристов Сулхану Саладзе, считает судья Серго Метопишвили.
«Это собрание сплетен, это не исследование. Это фейк-ньюсы, я имею в виду не Госдепартамент, а Гигаури и Саладзе, они занимаются фейк-докладами», – страстно утверждал о беспристрастности Совета юстиции судья Метопишвили.
Гигаури и Саладзе, как и другим представителям гражданского сектора, к нападкам представителей как судебной, так и других ветвей власти не привыкать. Они неоднократно становились объектами черного пиара из-за критики властей по поводу ситуации в судебной системе и борьбы с коррупцией.
Со своей стороны глава Ассоциации молодых юристов Сулхан Саладзе советует властям реагировать на указанные в докладе проблемы:
«Мы годами указываем на проблемы в судебной системе, говорим о серьезных вызовах в сфере СМИ, поднимаем вопросы, связанные с выборами, и это малая часть тех проблем, о которых нам постоянно приходится говорить с властями. Но власти также постоянно указывают нам, что все это – часть нашей политической повестки дня, а не разговор о реальных проблемах».
В разделе о президентских выборах авторы доклада ссылаются на заключение наблюдателей ОБСЕ, которые называют выборы конкурентными и профессионально организованными, но перед обоими турами президентских выборов выражали обеспокоенность по поводу «отсутствия равных условий игры», «запугивания избирателей и боязни возмездия».
В рядах оппозиции предпочли умолчать о том, что часть ответственности международные наблюдатели возлагают и на них. Депутат от «Нацдвижения» Саломе Самадашвили, созвав брифинг, заявила:
«Согласно этому докладу, мы живем в государстве, где у граждан нет возможности свободного выбора, потому что второй тур президентских выборов прошел на фоне насилия, давления и террора. Мы живем в государстве, где СГБ вмешивается в наше личное пространство».
В докладе Госдепа отмечается, что власти так и не создали независимый орган для расследования нашумевших дел и для установления причастности к правонарушениям представителей правоохранительных органов. Не обошлось и без упоминания об основателе и нынешнем председателе «Грузинской мечты» Бидзине Иванишвили.
«Наблюдатели, СМИ, представители НПО и оппозиционные политики утверждали, что председатель партии «Грузинская мечта» и бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили оказали мощное влияние на правительство и судебную систему, в том числе в судебных решениях против «Рустави 2», – говорится в докладе.
Представители «Грузинской мечты» в ответ советовали внимательно прочитать доклад. Среди них был и депутат Ираклий Сесиашвили:
«Приведенные там (в докладе Госдепа) критические замечания или оценки – это больше выдержки из тех заявлений, которые делают здесь наши политические оппоненты и НПО, а также разные международные организации, что может быть как субъективным, так и объективным. Но в этом случае для нас важно то, что в стране, с точки зрения защиты прав человека, прогресс налицо, и думаю, наше население лучше всех знает, какая сейчас здесь ситуация».
Свое пояснительное слово сказал и министр иностранных дел Давид Залкалиани. Он заверил: власти всегда учитывают мнение и рекомендации американских партнеров, только это, оказывается, не тот случай:
«В этом докладе у нас нет оценки со стороны США. Это компиляция на основе тех оценок, которые получают от НПО и политических партий».
Правозащитники, в свою очередь, отмечали, что в Госдепе просто так, на 47 страницах – а именно столько занимает в ежегодном докладе рассказ о ситуации в Грузии, – «не стали бы компилировать» критические замечания и проблемы, которые есть в стране. И приведенные в них вопросы в будущем обязательно будут подниматься представителями правительства США на встречах с грузинскими властями.