«Члены одной большой европейской семьи» – высшее руководство ЕС по случаю 10-летия со дня старта инициативы «Восточного партнерства» не скупится на комплименты. Торжественные встречи в Брюсселе полны словесного оптимизма. Правда, от конкретики топ-менеджмент ЕС воздерживается, предпочитая туманные формулировки.
«Грузия на 100% стала европейским государством», – так президент Еврокомиссии Жан Клод Юнкер охарактеризовал прогресс Тбилиси на пути евроинтеграции. В ходе конференции, приуроченной 10-летнему юбилею «Восточного партнерства», на которую приехали президенты и главы правительств всех шести стран-участниц инициативы, глава исполнительного органа ЕС отметил особое отношение к Грузии. По словам Юнкера, решение Тбилиси открыть Европейскую школу станет началом полной европеизации региона:
«Мы должны делать особый акцент на молодежь. Им нужно выйти за границы. Они должны работать, путешествовать по Европе и готовиться к будущему. Они должны любить ее, не думайте, что это менее важно. Я приветствую инициативу премьер-министра Грузии об открытии Европейской школы в Тбилиси. Это будет первая школа за пределами ЕС. Укрепление связи между «Восточными партнерами» и Европейским союзом является одним из приоритетов ЕС».
В ходе двусторонней встречи стороны также затронули тему «дорожной карты», разработанной правительством Грузии с целью большей интеграции с Европейским союзом. По итогам переговоров стороны согласились, что отношения Грузия-ЕС сегодня находятся на высочайшем уровне, но Мамука Бахтадзе считает, что Грузии пора переходить на следующую ступень:
«Грузия является хорошим примером трансформации, успех Грузии – это ваш успех. А для Грузии главным стремлением является сближение с ЕС. Я всегда подчеркиваю тот факт, что для моей нации – это цивилизационный выбор, это выбор, основанный на ценностях. Наше прошлое и будущее – европейское. Нам приходится платить очень высокую цену за наше европейское стремление. Как политическую, так и экономическую цену. Как вы знаете, Россия продолжает оккупировать 20% территорий Грузии и постоянно пытается влиять на европейское стремление Грузии. Несмотря на это, более 85 процентов граждан Грузии поддерживают европейский выбор. И мы должны идти вперед. Грузия готова сделать шаги вперед. «Восточное партнерство» было большой, смелой идеей, и я бы сказал, что спустя 10 лет нам нужны новые большие идеи».
Впрочем, европейцы к «новым большим идеям» пока явно не готовы. Как отметил глава МИД Литвы Линас Линкявичус, вопрос вступления стран «Восточного партнерства» в ЕС пока не стоит на повестке дня. И желание Грузии получить больше звучит скорее поэтично, чем практично. Но вместе с тем, отметил господин Линкявичус, очень логично:
«Каждый партнер в формате «Восточного партнерства» должен чувствовать себя комфортно, и, как сейчас подсказал мне премьер-министр Грузии, «за большие усилия должны быть большие выгоды». Да, я согласен с этим. Это звучит поэтично, но больше усилий должны приносить больше пользы и признания. Это очень логично. Тем странам «Восточного партнерства», которые готовы приложить больше усилий и более глубоко или широко расправить крылья, должен быть предоставлен такой шанс».
Все большое начинается с маленького, считают еврочиновники. В частности, идея Европейской школы помимо господина Юнкера нравится и еврокомиссару по вопросам расширения и политике соседства Йоханнесу Хану. Это, по мнению чиновника, уже автоматически делает Тбилиси неофициальным лидером «Восточного партнерства»:
«Я горжусь тем, что вместе с правительством Грузии в Тбилиси мы открыли первую Европейскую школу, где обучение проходит на нескольких языках. Мы смогли собрать в этой школе молодежь – граждан всех шести стран «Восточного партнерства», которые учатся в этой школе. Это пилотный проект, и уже идут разговоры об открытии школ в других странах».
Обратил еврокомиссар внимание и на экономические отношения между странами-членами «Восточного партнерства» и ЕС. По его словам, торговый оборот между ЕС и шестью странами-партнерами с 2009 года увеличился на 74 процента, позволив войти в десятку крупнейших торговых партнеров ЕС, что, по его словам, десять лет назад было невозможно представить.
Сегодня же, считает президент Евросовета Дональд Туск, взаимное проникновение стран «Восточного партнерства» и ЕС достигло уровня, когда бывшие советские республики перестали быть просто соседями:
«Спустя 10 лет после старта «Восточного партнерства» в Евросоюзе стало больше Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины. А в этих странах стало больше Евросоюза. Мы не просто соседи, мы члены одной большой европейской семьи».
Впрочем, отмечают наблюдатели, члены семьи без права голоса. Во всяком случае, пока.