Accessibility links

Мариам Кварацхелия: «В следующем году будет Tbilisi Pride 2020»


Мариам Кварацхелия
Мариам Кварацхелия

Активисты движения Tbilisi Pride в защиту представителей ЛГБТ-сообщества, несмотря на многочисленные угрозы, 8 июля все же устроили шествие под названием «Марш достоинства» к зданию МВД Грузии. Они пришли к министерству с радужными флагами и плакатами против гомофобии. О том, как оценивают сами участники акции ее итоги и какие у них планы на будущее, мы побеседовали с одной из основателей Tbilisi Pride Мариам Кварацхелия.

Владимир Унанянц: 8 июля, несмотря на все угрозы и отказ со стороны полиции обеспечить безопасность, вы все же провели «Марш гордости», вы довольны результатом?

Это нельзя назвать полноценным «прайдом». Но важно то, что мы все же зафиксировали свою позицию в гражданском пространстве, громко заявили о себе

Мариам Кварацхелия: 8 июля мы не смогли провести «Марш достоинства» так, как он был запланирован. У нас были зарегистрированы сотни людей – более 600. И мы планировали устроить шествие по одному из центральных проспектов Тбилиси. Но в условиях, когда МВД отказалось сотрудничать с нами ни при каких условиях, более того, передали международным организациям, что мы готовим провокацию, вот после такой позиции государства проведение полноценного марша с участием сотен людей стало невозможным. Поэтому нам пришлось устроить такое небольшое партизанское шествие, скорее, даже акцию, чем марш. Было 30-40 активистов, которые пришли к заданию МВД в знак протеста. Это продолжалось недолго, нам позвонили и сказали, что туда направляются представители фашистских и ультраправых движений, и мы, чтобы избежать насилия, оставили эту территорию. Так что это нельзя назвать полноценным «прайдом». Но важно то, что мы все же зафиксировали свою позицию в гражданском пространстве, в медиа-пространстве, подняли флаг, громко заявили о себе.

Гость недели – Мариам Кварацхелия
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:54 0:00
Скачать

Владимир Унанянц: Что вы собираетесь делать дальше?

Мариам Кварацхелия: То, что марш не состоялся, – вина МВД и государства, которые отказались обеспечить нашу безопасность. И мы собираемся передать этот вопрос в Страсбургский суд. Государство обязано обеспечить право на мирную свободу самовыражения, но МВД ничего не сделало для этого. И не потому, что нет достаточных ресурсов, нет. Они просто не захотели этого сделать, не было политической воли. Потому что боялись патриархии, и с нами так поступили из-за политических спекуляций. Весь дипломатический корпус был шокирован, все международное сообщество.

Владимир Унанянц: Кстати, о международном сообществе. Госминистр Германии по делам Европы Михаэль Рот буквально сегодня встречался с грузинскими ЛГБТ-активистами. Вы в курсе, о чем шла речь?

Мариам Кварацхелия: Да, мы встречались с Михаэлем Ротом сегодня утром, обсуждали права представителей ЛГБТ-сообщества, а также события, связанные с Tbilisi Pride. Господин Михаэль нас внимательно выслушал, он очень интересуется этими вопросами. Он также встречался с неправительственными организациями. Не знаю, обсуждалась ли эта тема с руководством страны. Но мы в рамках Tbilisi Pride неоднократно доносили информацию до представителей дипломатического корпуса, встречались со многими евродепутатами.

Владимир Унанянц: Как вы считаете, почему ваше желание выйти на улицы под лозунгами против гомофобии вызвало такую волну неприятия? И что должно измениться в Грузии, чтобы общество стало более толерантно относиться к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией?

Когда в 2013 году в Киеве впервые состоялся «прайд», правительство не то что полицию – войска вывело на их защиту. Так что проблема в том, что сегодняшнее грузинское правительство является гомофобским

Мариам Кварацхелия: Да, грузинское общество очень плохо относится к подобным публичными выступлениями и, в принципе, не только к ним. Есть большая агрессия, случаи дискриминации и насилия. Именно поэтому мы считаем, что только деятельности неправительственных организаций уже недостаточно. Сейчас необходимо выходить на улицы, громко говорить о проблемах. У нас есть пример Киева, Украины, когда в 2013 году там впервые состоялся «прайд». Тогда вышли 200 человек и правительство не то что полицию – войска вывело на их защиту. И это когда там шла война! Потому что у правительства была политическая воля. И сегодня какой мы видим прогресс – в 2019 году в киевском «прайде» приняли участие 800 человек. Так что проблема в том, что сегодняшнее грузинское правительство является гомофобским. Что же касается того, что должно произойти, чтобы изменилось отношение, необходимо доносить до общества, что мы такие же люди, как и они. Чем мы и занимаемся.

Владимир Унанянц: В дни перед акцией распространялась информация, что часть активных представителей ЛГБТ-сообщества выступила против проведения «марша гордости». Почему?

Мариам Кварацхелия: Да, действительно, разногласия имели место. Так было всегда во всех странах, где в первый раз проводился «прайд». Некоторые считают, что в Грузии пока рано проводить массовые публичные мероприятия, что это пока очень опасно. Но мы все же решили выйти на улицы, так как нужно донести свой голос до общества. Иначе нас просто не услышат.

Владимир Унанянц: Организаторы Tbilisi Pride, и вы в том числе, имели возможность пообщаться с представителями Грузинской православной церкви на приеме по случаю Дня независимости США. Можно ли это считать началом диалога?

Я бы хотела обратиться к патриархии, призвать, чтобы сменилась риторика, чтобы мы могли жить, не мешая друг другу

Мариам Кварацхелия: Мы только имели возможность познакомиться и предложить им начать разговаривать. Больше мы ни о чем не говорили. Ответ был – «почему бы и нет, давайте поговорим». Но потом церковь опять заявила, что пока мы не прекратим пропаганду гомосексуализма, в диалоге нет смысла. Так что о прогрессе пока говорить преждевременно. Но я бы хотела обратиться к патриархии, призвать, чтобы сменилась риторика, чтобы мы могли жить, не мешая друг другу.

Владимир Унанянц: Собираетесь ли вы сделать Tbilisi Pride ежегодным мероприятием?

Мариам Кварацхелия: Да, конечно, мы собираемся устраивать каждый год подобные «ЛГБТ-недели», в этот раз был Tbilisi Pride 2019, в следующем году будет Tbilisi Pride 2020 и т.д. Мы не собираемся останавливаться.

XS
SM
MD
LG