Владимир Путин попросил депутатов разрешить Москве не помогать соответствующим международным органам в расследовании возможных преступлений в отношении мирного населения во время военных конфликтов. Причина – возможная предвзятость этих органов в угоду геополитическим противникам России.
Россия больше не хочет, чтобы Международная комиссия по расследованию предполагаемых нарушений гуманитарного права при вооруженных конфликтах занималась этими самыми расследованиями в отношении Москвы. Законопроект, подразумевающий отказ от всех обязательств в этой области, внесен в Государственную думу России. Автор инициативы – Владимир Путин. О чем свидетельствует соответственная запись в базе данных о законопроектной работе нижней палаты российского парламента. В письме российского президента председателю Госдумы Вячеславу Володину говорится:
«В связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер, на основании ст. 80 Конституции Российской Федерации и по предложению правительства Российской Федерации мною издан Указ от 16 октября 2019 года №494 «Об отзыве заявления, сделанного при ратификации дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов».
В качестве одной из причин отказа дальше соблюдать Дополнительный протокол Четвертой Женевской конвенции 1949 года названы «существенно возрастающие риски нынешней международной обстановки». Документ был ратифицирован еще Советским Союзом в 1977 году. Сегодня Кремль не устраивает то, что в составе органа нет представителя России, а недоброжелательно настроенные по отношению к Москве геополитические игроки якобы могут использовать орган в качестве рычага давления:
«В нынешней международной обстановке риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств существенно возрастают», – отмечается в пояснительной записке.
О каких именно странах и вероятных злоупотреблениях с их стороны идет речь, не конкретизируется. Но, по мнению наблюдателей, среди тем, по которым Москве не очень бы хотелось пристального внимания, – августовская война 2008 года с Грузией. Расследования военных преступлений в ходе конфликта 11-летней давности ведет прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда. Именно на эту инстанцию в Тбилиси возлагают основные надежды. Во время визита в Тбилиси в 2016 году Бенсуда сделала довольно жесткое заявление:
«Мы выявили военные преступления и преступления против человечности, которые суд уполномочен расследовать и преследовать в судебном порядке. В частности, убийства, насильственные перемещения и преследование граждан – этнических грузин, а также уничтожение и разграбление их имущества силами Южной Осетии с возможным участием российских войск. По нашим оценкам, из Южной Осетии было выслано около 15 000 этнических грузин, что составляет семьдесят пять процентов довоенного населения Грузии в Южной Осетии. Это, на мой взгляд, является преступлением против человечности».
Впрочем, позже она же посетовала, что Москва от сотрудничества со следствием отказалась. Но в Тбилиси все же надеются на то, что Гаага сумеет привлечь к ответственности военных преступников из России. Об этом, в частности, заявила министр юстиции Тея Цулукиани:
«Важно дождаться итогов расследования МУС, продолжить сотрудничество с офисом прокурора Фату Бенсуды, чтобы неопровержимыми документами и фактами доказать этническую чистку грузин, а также выявить тех, кто пытал в плену грузинских военных. Надеюсь, что российских чиновников и военных, которые были причастны в этих преступлениях, настигнет ответственность».
Ассоциация молодых юристов в свою очередь также требует расследования фактов пыток грузинских военных и негуманного обращения с мирными гражданами, содержавшимися в дни войны и после нее в Цхинвальском изоляторе.
Насколько новая инициатива Владимира Путина может помешать расследованию МУС, сказать сложно – Москва и так не особо идет навстречу любым международным организациям, занимающимся расследованием военных и гуманитарных преступлений, особенно на фоне продолжающихся конфликтов в Украине и Сирии. Что же касается Грузии, то в 90-х годах прошлого века комиссия, в необходимости которой усомнился Владимир Путин, участвовала в расследовании фактов бомбежек территории Грузии со стороны России в ходе «чеченских войн». Тогда было установлено, что осколки мин, снарядов и ракет принадлежали вооруженным силам Российской Федерации.
Ника Джейранашвили, чье НПО Justice International занималось подготовкой исков со стороны грузинских граждан, пострадавших в ходе конфликта 2008 года, надеется, что, несмотря та неконструктивные шаги Москвы, военные преступники понесут ответственность:
«С учетом того, что расследование уже находится на финальном этапе, мы ожидаем конкретных итогов в обозримой перспективе. У прокурора Фату Бенсуды в конце будущего года истекают полномочия. И до ее ухода у расследования должны быть результаты. И эти результаты могут означать, что в отношении конкретных лиц будут выданы ордера на арест».
Между тем в Госдуме инициативу российского президента готовы рассмотреть в приоритетном порядке. Об этом заявил глава комитета по международным делам Леонид Слуцкий. Депутат и вовсе считает необходимым провести ревизию всех международных соглашений.
«Решение абсолютно взвешенное и обоснованное. Не сомневаюсь, что комитет поддержит проект закона. Ключевым здесь является фактическое бездействие комиссии, а также, и это немаловажно, опасность ее политизации с одновременной гипотетической возможностью использования для нагнетания обстановки на международной арене», – цитирует Слуцкого «Парламентская газета», официальное издание Федерального собрания России.
Четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения в мирное время была принята в августе 1949 года и вступила в силу в октябре 1950 года. В 1993 году Совет Безопасности ООН включил конвенцию в состав обычных норм международного права. Это сделало документ обязательным для исполнения всеми странами, вовлеченными в военные конфликты, вне зависимости от наличия подписи под конвенцией. Все женевские конвенции действуют под эгидой Международного комитета Красного Креста и обязывают воюющие стороны разделять мирное население от непосредственных участников боевых действий. Если Госдума и Совет Федерации поддержат инициативу президента, а в том, что это случится, большинство наблюдателей не сомневаются, то Москва дезавуирует ратификацию протокола Женевской конвенции, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов.