Accessibility links

Североатлантическая инертность Грузии


Министр обороны Грузии Ираклий Гарибашвили принимает участие во встрече министров обороны стран-членов и партнеров НАТО, которая проходит в эти дни в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Среди собеседников грузинского министра – генсек североатлантического альянса Йенс Столтенберг. Главные темы разговора: пути укрепления сотрудничества НАТО и Грузии, прогресс «существенного пакета» Грузия-НАТО, роль страны в усилении безопасности в черноморском регионе, а также процесс трансформации оборонной системы и вклад Грузии в международные миротворческие миссии.

Визит министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили в Брюссель, где в штаб-квартире НАТО собрались министры обороны стран-членов и партнеров Североатлантического альянса, на фоне охватившего Грузию внутриполитического кризиса остался практически незамеченным. Сам Гарибашвили также постарался не светиться на мероприятиях в рамках министериала, несмотря на анонсированное рассмотрение мер по противодействию угрозам и вызовам, которые стоят перед союзниками в связи с разворачиванием российских ракетных систем вблизи границ альянса.

Североатлантическая инертность Грузии
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:33 0:00
Скачать

Да и генсек НАТО Йенс Столтенберг в этот раз, говоря о вызовах, стоящих перед организацией и ее партнерами, в первую очередь в лице России, предпочел ограничиться общими фразами.

«НАТО должно быть готово отвечать сразу на много вызовов и угроз одновременно. Поэтому мы не должны выбирать, мы должны отвечать на все».

Тем не менее, пока официальный Тбилиси пытается отбиться от волны критики со стороны американских конгрессменов и европарламентариев, а министр обороны, находясь на министериале, предпочитает воздерживаться от публичного подтверждения приверженности страны североатлантическому курсу, многие политики в Европе и США настаивают: настал момент, когда лучшим, а возможно, и единственным шагом для прекращения российской агрессии будет интеграция Грузии в альянс. Об этом, в частности, заявила депутат Европейского парламента Маркета Грегорова. По ее мнению, это привело бы к деэскалации ситуации:

«Когда Грузия стояла практически на границе вступления в НАТО, что сделала Россия? Она начала оккупацию. Соответственно, я бы сказала, интеграция помогла бы ситуации. Думаю, что Россия, так сказать, пытается сделать то, что она может сделать. Они не уважают границы, и, если мы в прямом смысле не укажем им на границы, у них их даже не будет».

При этом Грегорова уверена, что Россия решилась на агрессию, так как видит, что НАТО не может сделать шаг вперед в вопросе членства Грузии в альянсе:

«Так или иначе, я, действительно, думаю, что если НАТО выразит свою поддержку, то это поспособствует развитию событий и приведет к деэскалации ситуации. Также я думаю, что альянс не должен быть таким напуганным. НАТО – это крупнейшая военная сила в мире, ЕС – большой экономический блок. Вы знаете, что это означает. Мы можем не быть такими напуганными и можем не бояться того, что потеряем эти позиции».

Схожего мнения придерживается и эксперт организации Heritage Foundation Люк Коффи. Он вновь выступил в поддержку вступления Грузии в НАТО. Коффи, неоднократно предлагавший принять Тбилиси в альянс по особой схеме, подразумевающей отказ от 5-й статьи Североатлантического договора в отношении территорий Абхазии и Южной Осетии, приветствовал недавнее заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, прямо призвавшего к расширению НАТО, в том числе, за счет Грузии:

«Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, он сказал: «Я не понимаю, почему мы не пригласили Грузию или не активировали План действий, чтобы Грузия стала членом НАТО». Далее он сказал: «Нас критикуют за относительно хорошие отношения с Россией как с соседом, но наши западные друзья не соглашаются приглашать Грузию, потому что они не хотят провоцировать Россию. Но Грузия нуждается в нас, и нам нужен такой союзник, как Грузия. Поэтому нам нужно расширение, и Грузия должна стать членом альянса».

По мнению эксперта, стратегическое расположение Грузии делает ее важным для НАТО. И лучше всех это понимает Турция. Расположенная на Южном Кавказе, Грузия находится на важном географическом и культурном перекрестке, и за многие века она доказала свою стратегическую важность по военным и экономическим причинам. Сегодня, считает Коффи, стратегическое положение Грузии так же важно.

С тем, что стратегическое положение Грузии важный фактор, согласен вице-президент НПО «Атлантический совет Грузии» Бату Кутелия. По мнению эксперта, общий фон повестки дня НАТО для Грузии положителен, у страны есть могущественный лоббист в лице Соединенных Штатов, но есть и серьезные проблемы:

«Когда мы от саммита к саммиту анализируем позицию НАТО, необходимо учитывать и контекст, и процесс. После того, как в 2008 году было провозглашено, что Грузия станет членом НАТО, многое изменилось. Но, в итоге, изменилось на пользу Грузии. К сожалению, понадобилось довольно много времени для того, чтобы страны-члены альянса дошли до того, чтобы определиться с главной угрозой. Для этого понадобилось оккупации грузинских территорий, оккупация украинских территорий. Но, в итоге, все согласились, что Россия – главная угроза. На саммите 2016 года в Варшаве, впервые с событий 2008 года, было зафиксировано: Россия не является партнером, Россия является врагом номер один. Изменился статус. Изменилась военная стратегия в отношении России. И у нас появились очень хорошие возможности вынести наши проблемы на повестку дня альянса. Обеспечение нашей безопасности стало тождественно обеспечению безопасности стран НАТО. Проблема заключается в том, что сейчас Грузии надо наглядно показать альянсу свою роль в процессе новой европейской архитектуры безопасности. И тут, к сожалению, очень симптоматичным было заявление бывшего главкома сухопутных войск НАТО в Европе генерала Бена Ходжеса о том, что он больше не видит энтузиазма со стороны правительства Грузии. Наверное, это главная проблема и диагноз того, почему о Грузии не говорят».

Грузия пытается вступить в альянс уже более десяти лет. Впервые возможное присоединение было обещано на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году. С тех пор приверженность этой идее была подтверждена на каждом последующем саммите НАТО. В декабре 2016 года генеральный секретарь Йенс Столтенберг прямо заявил: «У Грузии есть все практические инструменты, чтобы стать членом НАТО». Но одних практических инструментов оказывается недостаточно.

XS
SM
MD
LG