Грузинская оппозиция обещает провести судебную реформу в случае победы на парламентских выборах. Два десятка партий подписали сегодня соответствующий меморандум. Он состоит из пяти пунктов и, как уверяют противники власти, подразумевает реальную независимость судебной системы.
Судебная система Грузии требует радикальной реформы, и она станет возможной после поражения «Грузинской мечты» на предстоящих осенью парламентских выборах – это лейтмотив сегодняшнего перформанса оппозиции. Лидеры двух десятков политических организаций устроили у здания Верховного суда презентацию меморандума о судебной реформе, который готов поддержать практически весь оппозиционный спектр. По словам бывшего депутата столичного городского собрания и экс-кандидата в мэры Тбилиси Алеко Элисашвили, единство противников власти в этом вопросе беспрецедентно:
«За последние 30 лет это первое исключение, когда мы, совершенно разные люди, представители оппозиционного спектра, подписываем, можно сказать, даем клятву в том, какой должна быть Грузия после выборов. Очень важно, что мы говорим о том, как начать демонтаж советской системы управления, так как за все это время у нас была действующая по инерции советская система».
Документ состоит из пяти пунктов. Среди них: в течение года ввести институт суда присяжных для рассмотрения тяжких и особо тяжких преступлений; в течение последующих четырех лет – для рассмотрения всех преступлений, предполагающих тюремное заключение.
Также оппозиция до конца 2021 года предлагает ввести принцип выбора ответчиками и истцами судей первой инстанции, в которой рассматривается большинство дел. Реформа предполагает, в том числе, прекращение полномочий действующего состава Высшего совета юстиции посредством конституционного изменения; объединение Верховного и Конституционного судов, а также упразднение всех принятых с 2017 года актов о бессрочном назначении судей.
Среди планов оппозиции – назначить на продолжительный срок судей из США и Великобритании в верховные и апелляционные инстанции. Причем приглашенные судьи должны составлять большинство во всех возможных коллегиях. И еще одно новшество – признать правовыми прецедентами решения Верховного суда США по гражданским или административным спорам, связанным со свободой слова, а также по тяжбам между государством и бизнесом или гражданином.
По мнению одного из инициаторов меморандума, лидера партии «Новая Грузия» Георгия Вашадзе, реформа станет гарантией отсутствия возможности появления в стране новых политзаключенных.
«Каждый гражданин Грузии будет чувствовать себя защищенным, и никто не сможет его угнетать. Любое политическое преследование раз и навсегда будет прекращено. И еще один важный момент: каждый инвестор и представитель местного бизнеса будет уверен, что он может создавать рабочие места и инвестировать в Грузию и будет защищен».
При этом оппозиция дала понять, что если власти не освободят их соратников, отбывающих заключение, она не примет участия во всенародном обсуждении конституционных изменений в избирательную систему и продолжит бойкотировать заседания парламента. То, что 12 марта соответствующий законопроект был зарегистрирован в высшем законодательном органе, – лишь часть соглашения, достигнутого 8 марта при посредничестве зарубежных дипломатов, заявляют противники власти. Еще один, главный пункт договора, – освобождение политзаключенных, уверяет Георгий Вашадзе:
«Мы сказали, что поддержим конституционные изменения. Хорошо, мы готовы сотрудничать в этом ключе, но, с другой стороны, мы ни на шаг не отступим от своего требования – все политзаключенные должны быть освобождены. Это предмет наших договоренностей. И это известно не только нам, наши американские и европейские друзья прекрасно осведомлены об этом. Поэтому для нормализации ситуации, для нормального процесса конституционных изменений важно, чтобы мы увидели конкретные шаги».
В правящей партии требования оппозиции уже отвергли. По словам лидера фракции «Грузинской мечты» Рати Ионатамишвили, договоренности касаются только избирательной системы и никакого упоминания о политзаключенных на переговорах не было:
«Важно, что законопроект по изменениям в избирательную систему уже зарегистрирован в парламенте, мы исполняем свои обязательства. Что касается публичных разъяснений для общественности, мы подготовим модель, как это будет лучше сделать. Так что говорить языком ультиматумов, я думаю, контрпродуктивно, и каждый оппозиционный субъект должен понять, что манипулированию в этом процессе места нет».
При этом под вопросом оказалась работа специальной комиссии, которая должна разъяснить гражданам страны суть конституционных поправок. Ее члены должны были посетить все регионы страны и встретиться с населением. Однако в связи с вирусной угрозой массовые собрания будут невозможны. При этом премьер-министр Георгий Гахария призвал не связывать мероприятия по борьбе с инфекцией с политической борьбой:
«Пожалуйста, не объединяйте политический процесс и борьбу с вирусом. Это два совершенно независимых события. Пандемия объявлена в качестве глобального вызова для всего мира, частью которого мы также являемся. Мы все прекрасно знаем, что конституционные изменения должны быть проведены и, естественно, сделаем все для того, чтобы они были проведены. Но если это будет нести опасность здоровью граждан, я не знаю…»
Как именно население будут знакомить с поправками в Конституцию, пока неясно, но в «Грузинской мечте» дали понять: если проект конституционных поправок по части избирательной системы, подразумевающий перераспределение мандатов в соотношении 120/30 в пользу пропорциональной системы, будет сорван, то вина за это целиком будет лежать на оппозиции.