COVID-19 заставил министров иностранных дел НАТО уйти в онлайн. 2 апреля, впервые за 70-летнюю историю альянса, министериал прошел в режиме телеконференции. В повестке дня значились вопросы Афганистана, Ирака, поддержки Грузии и Украины, но на первом месте был «ответ НАТО на COVID-19».
«Наша трансатлантическая семья не встречала ранее такого противника», – сказал генсек НАТО Йенс Столтенберг, открывая министериал и обращаясь к большим телемониторам.
Противник по имени COVID-19 заставил многих министров иностранных дел принять решение не приезжать в штаб-квартиру альянса в Брюсселе. А тех, кто по долгу службы уже был там, рассадили за столом с соблюдением социальной дистанции. И никаких долгих рукопожатий, похлопываний по плечам, широких улыбок. А их было бы много, если бы не пандемия, ведь это первый министериал после того, как Северная Македония стала 30-м членом НАТО.
«Мы приветствуем Северную Македонию в качестве 30-го союзника НАТО. Когда мы сталкиваемся с этим беспрецедентным вызовом, наши 30 стран объединяются в солидарности и трансатлантическом единстве»
Дебют Скопье, разумеется, был отмечен в декларации министериала. Но в документе из четырех пунктов этот пункт значился последним. «Мы приветствуем Северную Македонию в качестве 30-го союзника НАТО. Когда мы сталкиваемся с этим беспрецедентным вызовом, наши 30 стран объединяются в солидарности и трансатлантическом единстве».
В Декларации ничего не сказано о Грузии и Украине, хотя это и было анонсировано. Главный вопрос министериала – борьба со смертельной болезнью.
«Мы поставляем критически важные медицинские материалы со всего мира, доставляем медицинский персонал, необходимые материалы и жизненно необходимое оборудование из военных и гражданских источников, а также используем наши медицинские, научные и технологические знания и ресурсы для нахождения инновационных решений. Союзники также работают вместе, чтобы обеспечить открытый доступ к прозрачной, своевременной и точной информации, что имеет решающее значение для преодоления этой пандемии и борьбы с дезинформацией. Поскольку нам нужен скоординированный и всеобъемлющий подход, НАТО тесно сотрудничает с другими международными организациями, включая Организацию Объединенных Наций»,- говорится в итоговом документе министериала.
Координировать необходимую военную поддержку для борьбы с кризисом было поручено верховному главнокомандующий НАТО в Европе генералу Тоду Уолтерсу, сообщил генсек Столтенберг на пресс-конференции по завершении министериала.
«Хотя мы сосредоточены на нашей общей борьбе против COVID-19, мы знаем, что другие угрозы и вызовы не исчезли»
«Хотя мы сосредоточены на нашей общей борьбе против COVID-19, мы знаем, что другие угрозы и вызовы не исчезли», – продолжил генсек и сообщил, что министры договорились о следующих шагах НАТО по борьбе с терроризмом, укреплению стабильности и укреплению партнерских связей на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
И, конечно же, прозвучали и слова о поддержке Грузии и Украины:
«Мы решили еще больше углубить наши партнерские отношения с Украиной и Грузией, в том числе проводя учения в стратегическом Черноморском регионе, а также совместно работая по противодействию гибридной войне и прилагая усилия по обмену большим количеством радиолокационных данных воздушного движения, делающих небо более безопасным для всех».
– Я готов к вашим вопросам, – сказал генсек, стоя в пустом зале. Женский голос за кадром сообщил, что на связи журналист из Лондона. Его интересовали вопросы безопасности балтийских стран, у границ которых наращивает свое присутствие Россия, проводящая военные учения.
Потом настала очередь журналиста из Бухареста.
– Раду, мы вас не слышим, – сказала женщина за кадром, а генсек кивнул головой: он тоже не слышал, но видел журналиста Раду, как и все, кто смотрел пресс-конференцию.
Через пару вопросов других журналистов из Анкары и Праги (Радио Свобода), которых интересовали вопросы, связанные с Турцией и Афганистаном, на связь вернулся Раду из Бухареста.
Его интересовало, станет ли еще оперативнее НАТО в борьбе с коронавирусом, когда «Министерство обороны Румынии построило два временных военных госпиталя и выполнило два стратегических рейса самолетами НАТО в Южную Корею для доставки необходимого оборудования».
Этот факт и назвал Йенс Столтенберг успешным примером того, как военная техника и ресурсы альянса мобилизованы для борьбы с пандемией.
Следующий корреспондент из Брюсселя, но тоже по «удаленке», попросил генсека рассказать чуть больше о пакете помощи Украине, а также о том, что думает Йенс Столтенберг о происходящем на Востоке Украины.
«Мы призываем Россию прекратить воевать в Украине. Она поддерживает сепаратистов, которые продолжают нарушать соглашение о прекращении огня. Оно необходимо и для борьбы с COVID-19 в стране», – сказал генсек НАТО, отметив с сожалением, что из-за ограничений в связи с пандемией наблюдатели ОБСЕ не могут выполнять свои обязанности.
«Что же касается пакетов (поддержки) для Грузии и Украины – это совместные учения, доступ к еще большим образовательным программам НАТО, это обмен данных радаров, это поможет лучше понять, какая активность ведется в воздухе в этом регионе. Это еще один шаг, новый элемент в очень прочном партнерстве между НАТО и Украиной».
Под конец, по замыслу организаторов пресс-конференции, свой вопрос должен был задать корреспондент из Афганистана.
– Спасибо господин генеральный секретарь, я Хамид Хайдари из Кабула, и мой вопрос... – на этом связь прервалась из-за технических проблем.
– Ну, что ж, спасибо еще раз, что присоединились к моей виртуальной пресс-конференции, кажется, все прошло хорошо, – со смущенной улыбкой сказал генсек НАТО и добавил, – это показывает, что мы все адаптировались в условиях пандемии COVID-19. Хорошего вечера вам, оставайтесь в безопасности и оставайтесь здоровыми.
Несмотря на поздний вечер, сразу же по завершении министериала МИД Грузии на своей странице в Facebook с красными восклицательными знаками разместил информацию о том, что 2 апреля 2020 года на министериале НАТО в контексте черноморской безопасности было принято решение о новых мерах поддержки Грузии и Украины. На фоне распространения COVID-19 в мире министериал проходил в сокращенном и дистанционном формате, но «вопрос Грузии в повестке дня альянса все равно занимал важное место».
«И в такое сложное время альянс остается верным евроатлантическому курсу интеграции Грузии и, более того, еще больше углубляет форматы сотрудничества», констатировали во внешнеполитическом ведомстве Грузии и выразили уверенность, что данный факт еще больше приблизит Грузию к стандартам альянса и к конечной цели – вхождению в НАТО.