ЦХИНВАЛИ--Одним из самых заметных архитектурных памятников на территории Южной Осетии принято считать церковь имени Пресвятой Богородицы в селе Тигва Знаурского района. По данным специалистов, она была построена в XII веке дочерью грузинского царя Давида Строителя, Тамарой, которая после замужества за ширванским принцем раскаялась, и, вернувшись в христианство, построила церковь и постриглась в монахини.
Подойдя к воротам церкви, мы обнаружили, что на них висит замок. Первый же встреченный нами житель показал дом смотрителя церкви. Доменти Лацабидзе, или Доме, как его называют в селе, с готовностью согласился показать нам церковь и территорию вокруг нее. Как выяснилось, он еще и выполняет обязанности экскурсовода, причем может провести экскурсию на трех языках: на русском, грузинском и осетинском.
Доменти признается, что он не верующий человек, но семейную традицию не стал нарушать. С 1947 до 1980 смотрителем был его отец, после его смерти все жители села выказались за то, чтобы именно Доменти стал смотрителем.
На территории церкви мы убедились, что свои обязанности Доме выполняет добросовестно. Везде была скошена трава, зеленый ковёр покрывал землю - как ранней весной.
Как выяснилось, церковь чудом уцелела во времена советского богоборчества.
«Отстаивали все местные жители вместе. Это было в 1933 году, когда здесь определили районный центр. Потом его назвали в честь Знаура Айдарова, Знаурским районом. На этой территории находились несколько церквей, и они все были разрушены, все церкви вокруг».
Процессом разрушения церквей в этих местах, рассказывает Доменти Лацабидзе, руководил некий Аполлон Гаприндашвили. Когда очередь дошла до этой церкви, жители села, в основном, женщины, выступили против и не дали снести ее.
«Потом получилось так, что пока он, Гаприндашвили, жаловался в Тбилиси, Джаттиев Александр оказался здесь, это мне уже отец рассказывал, и он, Джаттиев, предложил им сделать в церкви склад для колхоза, чтобы ее не разрушили. Вот и сделали здесь склад, и до 1939 года здесь был склад».
Пока мы беседуем перед церковью, в ворота заходят две женщины. Поздоровавшись с нами, они три раза обходят церковь и после каждого круга прикладываются к камню у входа. Доменти рассказывает, что обе они живут в этом селе, одна из них грузинка, другая осетинка.
Не могла не спросить их о взаимоотношениях грузин и осетин, издревле живущих в этом селе бок о бок.
«Очень добро и дружно живем. Никаких конфликтов националистических у нас не было и не будет. И сейчас мы всегда вместе, и на похоронах, и на свадьбах».
В 30-х годах церковь имени Пресвятой Богородицы в селе Тигва чуть было не уничтожили тогдашние власти. Простые люди отстояли её. И сегодня они оберегают древний храм, надеясь сохранить для потомков.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Подойдя к воротам церкви, мы обнаружили, что на них висит замок. Первый же встреченный нами житель показал дом смотрителя церкви. Доменти Лацабидзе, или Доме, как его называют в селе, с готовностью согласился показать нам церковь и территорию вокруг нее. Как выяснилось, он еще и выполняет обязанности экскурсовода, причем может провести экскурсию на трех языках: на русском, грузинском и осетинском.
Доменти признается, что он не верующий человек, но семейную традицию не стал нарушать. С 1947 до 1980 смотрителем был его отец, после его смерти все жители села выказались за то, чтобы именно Доменти стал смотрителем.
На территории церкви мы убедились, что свои обязанности Доме выполняет добросовестно. Везде была скошена трава, зеленый ковёр покрывал землю - как ранней весной.
Как выяснилось, церковь чудом уцелела во времена советского богоборчества.
«Отстаивали все местные жители вместе. Это было в 1933 году, когда здесь определили районный центр. Потом его назвали в честь Знаура Айдарова, Знаурским районом. На этой территории находились несколько церквей, и они все были разрушены, все церкви вокруг».
Процессом разрушения церквей в этих местах, рассказывает Доменти Лацабидзе, руководил некий Аполлон Гаприндашвили. Когда очередь дошла до этой церкви, жители села, в основном, женщины, выступили против и не дали снести ее.
«Потом получилось так, что пока он, Гаприндашвили, жаловался в Тбилиси, Джаттиев Александр оказался здесь, это мне уже отец рассказывал, и он, Джаттиев, предложил им сделать в церкви склад для колхоза, чтобы ее не разрушили. Вот и сделали здесь склад, и до 1939 года здесь был склад».
Пока мы беседуем перед церковью, в ворота заходят две женщины. Поздоровавшись с нами, они три раза обходят церковь и после каждого круга прикладываются к камню у входа. Доменти рассказывает, что обе они живут в этом селе, одна из них грузинка, другая осетинка.
Не могла не спросить их о взаимоотношениях грузин и осетин, издревле живущих в этом селе бок о бок.
«Очень добро и дружно живем. Никаких конфликтов националистических у нас не было и не будет. И сейчас мы всегда вместе, и на похоронах, и на свадьбах».
В 30-х годах церковь имени Пресвятой Богородицы в селе Тигва чуть было не уничтожили тогдашние власти. Простые люди отстояли её. И сегодня они оберегают древний храм, надеясь сохранить для потомков.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия