Жертва коабитации

Сложение с себя полномочий одной из ключевых фигур в окружении Иванишвили – генпрокурора – вызвало множество вопросов. Сам Арчил Кбилашвили объяснил, что действовал по примеру лидера "Грузинской мечты"

Генеральный прокурор Грузии подал в отставку. Арчил Кбилашвили покинет свой пост после инаугурации Георгия Маргвелашвили. Что послужило причиной этого решения, и какие выводы из заявления генпрокурора делают эксперты.

Не только "националы" добровольно складывают портфели ввиду скорого истечения президентского срока своего лидера. Отставки губернаторов и секретаря Совбеза в связи уходом Саакашвили не стали неожиданностью, однако сложение с себя полномочий одной из ключевых фигур в окружении Бидзины Иванишвили, генпрокурора вызвало множество вопросов. Сам Арчил Кбилашвили объяснил, что действовал по примеру лидера "Грузинской мечты":

"После долгих консультаций с Бидзиной Иванишвили мы сошлись на том, что я покину свой пост вместе с премьер-министром и вместе с ним, как его соратник и единомышленник, продолжу свою деятельность в гражданском секторе".

Your browser doesn’t support HTML5

Жертва коабитации


Кбилашвили опроверг возможные предположения о его нежелании работать с преемником Иванишвили Ираклием Гарибашвили. Тем не менее генпрокурор отметил, что их представления по некоторым вопросам разнятся. Кбилашвили признался, что в отличие от будущего, да и нынешнего премьеров является сторонником более энергичного проведения реформ. Однако руководитель НПО "Бывшие политзаключенные за права человека" Нана Какабадзе считает, что, вполне возможно, генпрокурор не уступал внешнему давлению, когда его просили ускорить ведение тех или иных дел:

"У меня из его заявления сложилось впечатление, что он испытывал проблемы как с ускорением ведения некоторых нашумевших дел, так и с осуществлением кадровых перестановок. При нем также стало необходимо, чтобы суд выдвигал более обоснованные обвинения для привлечения к ответственности лиц вроде Бачо Ахалая. По всей видимости, ему мешали в осуществлении этих реформ".

Многие оппоненты упрекали Арчила Кбилашвили в том, что он был слишком мягок и нерешителен на посту прокурора, поскольку не сумел избавиться от привычек, сформированных многолетней адвокатской практикой. Однако Нана Какабадзе считает, что эти его свойства играли скорее положительную роль – хотя в этой должности каратель смотрится органичнее, дотошность и склонность к милосердию более соответствуют всей логике правосудия. О личных качествах Кбилашвили высказался и эксперт Мамука Арешидзе:

"Кбилашвили пребывал на посту генпроукрора в период коабитации. Ему в этих условиях было непросто осуществлять свои замыслы. Другой человек на его месте, возможно, вел бы себя более агрессивно и маневренно. Я хорошо знаком с ним лично, и он довольно скромен. На этой должности должен быть такой же порядочный человек, но с несколько другим характером".

Депутат парламента от "Национального движения" Давид Сакварелидзе, работавший долгое время прокурором, весьма критически оценивает не только стремление Кбилашвили переквалифицироваться в общественного деятеля, но и всю проделанную им работу:

"Его главным слоганом было то, что в стране необходимо установить справедливость и достичь высокого уровня правосудия. При этом большую часть своего сегодняшнего выступления он посвятил похвалам Иванишвили и Гарибашвили, говоря о том, что Генеральная прокуратура должна следовать указаниям премьер-министра. Глава исполнительной власти не имеет права вмешиваться в уголовные дела. С правовой точки зрения это полный абсурд".

Как только Кбилашвили сделал заявление об отставке, поползли слухи о его возможном преемнике. Среди главных претендентов сразу же был назван его нынешний заместитель Лаша Нацвлишвили, поработавший и заместителем Ираклия Гарибашвили в Министерстве внутренних дел. Фигурировала и фамилия депутата Закария Куцнашвили. Однако, как сообщила глава НПО "Бывшие политзаключенные за права человека" Нана Какабадзе, в прокуратуре их кандидатуры не рассматриваются.