Предприниматели Южной Осетии встретились с бизнесменами из Ирана, побывавшими накануне в столице республики.
Несколько месяцев назад группа осетинских бизнесменов познакомилась с иранскими коллегами. Из услышанной мною истории об этом знакомстве трудно заключить, чего там было больше – прагматизма предпринимателей или взаимного интереса представителей родственных народов, но в итоге возникла идея организовать международное экономическое сотрудничество.
Стороны заручились одобрением чиновников: иранцы договорились, что одна из их провинций откроет торговое представительство в Южной Осетии, а осетинские бизнесмены, в свою очередь, получили согласие на эту инициативу от своих властей. После этого и состоялся первый визит иранских предпринимателей в Цхинвал. По словам Тимура Цхурбати, гости приехали с вполне конкретными предложениями:
«Они готовы закупать у нас кукурузу в том объеме, в котором мы сможем ее вырастить. Готовы покупать весь грецкий орех, который мы сможем собрать. При этом они предложили нам саженцы грецкого ореха израильских сортов, которые начинают плодоносить на четвертый год и отличаются высокой урожайностью. Об этом мы уже договорились. Надеюсь, что первые плантации будут посажены уже весной. Кроме того, их заинтересовала тыква. В Иране тыква не растет. Они готовы покупать тыкву в промышленных объемах, поставить у нас перерабатывающее производство с тем, чтобы вывозить к себе готовый тыквенный сок».
Your browser doesn’t support HTML5
По впечатлениям участницы встречи – председателя общественной организации «Союз предпринимателей Южной Осетии» Марины Дзигоевой, иранские партнеры уже продумали, как организовать грузопоток из Южной Осетии в Иран через российские порты на Каспии. Не смущает бизнесменов из исламской республики и ограниченный статус республики, говорит Мария Дзигоева:
«Это частный бизнес, он будет действовать напрямую, минуя государственный сектор. Это нигде не запрещено, даже бизнесмены США и ЕС сотрудничают со многими странами, не признанными их государствами. Поэтому здесь не может быть никаких препятствий. Более того, в свое время в европейских странах даже рекомендовали своему бизнесу сотрудничать с непризнанными государствами на постсоветском пространстве».
Мои собеседники отмечают один важный, по их мнению, факт – это первый случай, когда власти поддержали инициативу местного бизнес-сообщества, в результате чего и возникла перспектива сотрудничества с Ираном. Говорит Мария Дзигоева:
«Жизнь показала, что нужно всем действовать сообща, потому что и власти не могут в одиночку преодолеть все вызовы и проблемы, которые возникают, и бизнесу невозможно уже сидеть и ждать у моря погоды. Надо действовать – помогать себе, помогать власти и своему государству».
Тем не менее без шероховатостей не обошлось, говорит Тимур Цхурбати. Потребовался почти месяц, чтобы российские власти предоставили иранским бизнесменам транзитную визу:
«Не могу понять, почему так долго выдавали визы. Наверное, это какая-то неурегулированность между нашим и российским МИДами. Правда, потом вмешался посол России в Южной Осетии, и все благополучно разрешилось, но не так быстро, как хотелось бы. В других странах транзитную визу дают мгновенно».
По мнению Тимура Цхурбати, чтобы впредь не возникало подробных проблем, внешнеполитические ведомства двух стран могли бы договориться о транзите в Южную Осетию хотя бы из трех ближайших к республике аэропортов России – Минеральных Вод, Нальчика и Владикавказа.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия