Китайская муха не птичий грипп

Изида Чаниа

Русские народные поговорки как нельзя лучше описывают любую действительность. Вот хотя бы эта, набившая оскомину: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Это про нашу выходящую за рамки разумного беспечность.

Полтора года назад в Сочи появилась бабочка-огневка, пожирающая самшит. История умалчивает, каким образом это насекомое попало на Олимпийские игры: то ли была завезена специально с целью вредительства, то ли случайно с посадочным материалом. Тем временем, пока выяснением этой истории, по просьбе Минприроды России, занимается Генпрокуратура, бабочка-огневка пожирает реликтовые деревья и, совершенно не считаясь с политическими условностями, пересекает российско-абхазскую границу. Первыми забили тревогу абхазские блогеры – они начали выкладывать фотографии погибающего в Пицунде самшита. А журналистам абхазского ТВ даже не пришлось выезжать к месту событий – гусеницы бабочки-огневки, слопавшей самшит на территории телекомплекса, поползли по стенам здания.

Однако масштабы бедствия до сих пор не оценены экологами. Единственная цифра, озвученная на совещании правительства, – «около 90% самшита пострадало в пицундском массиве». В последний день июня правительство наконец-то решило создать комиссию, чтобы «разработать предварительный план действий по проведению работ по уничтожению вредителя». План действий, учитывающий «разгар курортного сезона», предусматривает разбрызгивание инсектицида «Димилин», который используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями плодовых насаждений. Со следующей недели работы начнут проводить в пицундском массиве. «Димилин» будут разбрызгивать с воздуха вдоль дороги к Бзыбскому ущелью. Однако скепсис специалистов связан с тем, что «подобные меры могут оказать эффект лишь в доступных для обработки регионах», а в горах «остается рассчитывать лишь на появление естественных хищников».

Такие «хищники» вполне могут появиться, потому что в конце марта в Сочи после использования не давших результата инсектицидов выпустили партию китайского эулофида или попросту китайской мухи, выведенной для того, чтобы бороться с пожирающей листву самшита бабочкой-огневкой. Однако ученые опасаются, что армия китайских мух может обернуться экологическим бедствием для всего Кавказа. Оказалось, что эулофид может паразитировать не только на самшитовой огневке, к тому же оказалось, что кавказский климат как нельзя лучше подходит не только бабочке-огневке, но и китайской мухе, пожирающей ее. В общем, ученым неизвестно, ограничится ли китайская муха только огневкой или начнет пожирать и других насекомых, попадающихся на ее пути. А уж в том, что пересечь российско-абхазскую границу китайской мухе вслед за огневкой не помешает ни один пограничник, сомнений никаких нет.

Каждое утро в мою квартиру на шестом этаже многоквартирного дома влетают красивые белые бабочки, численность которых растет пропорционально засыхающему на газонах самшиту. Гром грянул, пока экологи думали и экспериментировали. Мой пессимистический прогноз: от самшита останется только ценная древесная порода, а бабочек-огневок сменит китайская муха. Муха не птичий грипп, из-за подозрения на который Минздрав России в 2007 году вынудил уничтожить в Абхазии всех кур, а впоследствии из-за подобной заразы – все поголовье свиней. Может оказаться, что так легко ее не остановить.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции