Что взять с собой на память из города, в котором прожил несколько лет? Армянский фотограф Герман Авакян, задав себе этот вопрос, понял, что больше всего, уезжая из Тбилиси, он хотел бы взять с собой людей, тбилисцев. Так появилась серия фотографий «Лица Тбилиси», которая с сегодняшнего дня экспонируется в галерее Black and White.
Все фотографии черно-белые. В объектив смотрят люди разных возрастов, профессий и национальностей. Смотрят по-разному. На лицах некоторых читается усталость, кто-то еле заметно улыбается, другие кажутся сдержанными. Что-то об этих людях могут рассказать и их жесты: сотрудник охранной службы, например, стоит, сложив руки у живота, словно разграничивая пространство между собой и фотографом, а пожилая женщина небольшого роста будто придерживает невидимое длинное платье во время реверанса. Все сняты в полный рост на фоне стен городских зданий. Всматриваясь в кирпичную кладку и фактуру фасадов, можно угадывать в них знакомые строения. Под каждой фотографией указаны год и место рождения человека, его имя и фамилия.
Герман Авакян родился в Грузии, детство провел в Телави, но вскоре уехал из страны. Вернулся сюда уже в зрелом возрасте и провел здесь четыре года – с 2006 по 2010 год, рассказывает он. Когда встал вопрос об очередном переезде, он задумался о том, что взять с собой на память о городе, и понял, что самое прекрасное, что он оставляет в Тбилиси, – это люди: друзья, приятели и даже незнакомцы, которые так легко становятся «своими». Говорит фотограф:
Your browser doesn’t support HTML5
«Для фотографа Грузия – это Клондайк. Здесь люди очень хорошо идут на контакт и никогда не спрашивают: «А зачем ты снимаешь?» Даже помогают. И потом надо понимать – я живу в соседней республике (Армении), и она очень мононациональная, 99% – армяне. И когда я попал в Тбилиси, у меня был такой культурный шок, что здесь живут люди очень многих национальностей, и за эти четыре года никаких этноконфликтов я не замечал ни разу. Мы за одним столом сидели с азербайджанцами, грузинами...»
Герман говорит, что это тот проект, в котором для него наиболее важным был сам процесс, а результат – вторичен. Он снимал своих знакомых, подходил к людям на улице, ходил в различные храмы, мечети – собирал тбилисский пазл по кусочкам. Пазл, в котором каждая деталь имеет свои фактуру, цвет, форму, но собирается в единую картину. Герман говорит, что снимал на пленку, а она дает возможность продлить процесс общения со своими героями, узнать немного о них, об их жизни и судьбе.
«Сейчас все – фотографы. У вас ведь есть в телефоне фотоаппарат – значит, вы тоже фотограф. Черно-белая фотография – это именно то, что я считаю фотографией. Остальное я считаю цифрографией. Самое интересное, когда подходишь к незнакомому человеку с огромным аппаратом, со штативом, он терпеливо ждет, пока ты меняешь пленку, измеряешь свет – это не три секунды, не три минуты, это, может быть, 30 минут занимает. И вот он терпеливо ждет, он общается, ты общаешься с человеком. Этот проект сам по себе, его процесс были для меня более интересными, чем результат. Он дал возможность общаться с людьми», – говорит Герман.
Что делает Тбилиси таким, какой он есть? Коллега Германа Юрий Мечитов полагает, что эта экспозиция – попытка ответить именно на этот вопрос. И в первую очередь это не архитектура, не ландшафт, а люди, тепло, которое исходит от них, говорит фотограф. Любовь Германа Авакяна к городу, к людям, которые живут здесь, в Тбилиси, нашла отражение в этом проекте, считает Юрий Мечитов. Правда, он признается, что ему немного не хватило информации о людях, запечатленных на фото. Ему хотелось бы узнать больше о том, чем они занимаются, например, говорит Юрий Мечитов:
«Я, например, знаю, что этот человек, Григорянц Артем – вы с ума сойдете! – он и композитор, и музыкант, и сантехник, поэт, прозаик, драматург и актер. Очень талантливый человек. И, когда я смотрю на его портрет, эта дополнительная информация, которая у меня есть о нем, дает мне еще что-то. Но тот, кто не знает его, довольствуется только образом на фотографии. Так что, думаю, чуть больше текста в этом случае не было бы лишним».
Выставка в галерее Black and White продлится три дня.