Дело Меаракишвили: завтра снова на допрос

Несмотря на то что активистку сегодня отпустили, завтра она вновь должна явиться на допрос в прокуратуру

Прокуратура Ленингорского района обвиняет гражданскую активистку Тамару Меаракишвили в клевете в отношении члена партии «Единая Осетия» Спартака Дряева. Напомним, она была задержана накануне без каких-либо санкций. Позже представители прокуратуры провели обыск в доме Меаракишвили в Ленингоре. Несмотря на то что активистку отпустили, завтра она вновь должна явиться на допрос в прокуратуру.

После задержания в 17.20 по Москве Тамару Меаракишвили отвезли в отделение ленингорского РОВД, туда же в качестве свидетеля пригласили нотариуса с видеокамерой.

Приблизительно через час в 18.30 началось непосредственное общение со служителями закона. Сначала досмотр личных вещей – снимали на камеру, затем их изъятие. Изъяли недовязанный свитер, новые кастрюли, губную помаду, а также документы и телефон.

Потом, по словам Тамары, ей объяснили, что обвиняют в клевете, и ознакомили постановлением о возбуждении уголовного дела:

«В постановлении было указано, что я подозреваемая в уголовном деле за клевету. Хотя клевета – это не уголовное, а административное дело. Но я хорошо помню, что в постановлении было указано о деле уголовном. Там же было указано, что дело будут вести следователь прокуратуры Алан Бязров, майор милиции Нина Джиоева и Туаев Лаша, не помню его звания, но тоже из милиции».

Здесь непонятно, про кого гражданская активистка распространяла «заведомо ложные сведения» на «Эхе Кавказа»? Вроде заявитель – Спартак Дряев, замруководителя районного отделения «Единой Осетии», но кого оклеветала гражданская активистка, не ясно – то ли его, то ли партию. Если партию «Единая Осетия», то иск абсурден, потому что партию оклеветать невозможно. А если Спартака Дряева, – то ситуация еще веселее. Его имя в нашем эфире не звучало.

После того как Тамару ознакомили с постановлением о возбуждении против нее уголовного дела, она отказалась свидетельствовать против себя и заявила об отводе следователей.

«Я им сказала: «Вы, пока мы общались, все время меня оскорбляли, поэтому я уверена, что вы не будете объективными». Через полчаса они вернулись и сказали, что прокурор района отказал в отводе», – говорит Меаракишвили.

Допрос не получился. Тогда следователи нашли понятых и поехали на квартиру Тамары проводить обыск. Активистка подчеркивает – ордера на обыск у них не было. Говорили, будто ищут экстремистские материалы, но не уточнили, какие. В результате из квартиры выгребли все, что могли, – все документы, включая паспорта, все гаджеты, блокноты, даже деньги (видимо, они могут содержать признаки экстремизма).

Обыскивающие не скупились на издевки и хамские выходки, которые перемежались с политическими заявлениями, говорит Тамара:

«Мне сказали, что против меня все члены «Единой Осетии» подали жалобу. Я спросила, сколько человек? Мне ответили, что все, все.

– Всей республики?

– Нет, всего района».

В итоге следователи довели престарелую больную мать Тамары и ее дочь до гипертонического криза. Им пришлось вызывать скорую. На прощание Тамаре сказали явиться утром в районную прокуратуру.

По ее словам, там ей пришлось общаться со следователем районной прокуратуры Давидом Гурциевым, который не указан в постановлении о возбуждении уголовного дела в этом качестве, а значит, никакого отношения к расследованию не имеет.

Утреннее общение с прокурорским работником длилось немногим более получаса, рассказывает Тамара Меаракишвили:

«Много раз и очень плохо упоминали твое имя. Говорили: «Мы ваш дуэт разобьем, рядом с тобой в тюрьме будет сидеть Мурат Гукемухов, мы уже санкцию выдали». Говорили про «некую журналистку Мадину Шавлохову, которая писала про педофилов»: «Нам непонятно, откуда она все это взяла, и ей тоже придется отвечать на наши вопросы». Еще мне угрожали: «Ты еще увидишь, где и как закончишь жизнь. Посмотрим, что вы потеряли вокруг педофилов и убийства Дато Башарули». Кричал Гурциев, а я ему отвечала: «Зачем ты кричишь? Ты показываешь этим, что нервничаешь». А он мне: «Да кто ты такая, чтобы я на тебя кричал? Ты хоть знаешь, кто я? Ты еще увидишь, кто я!»

Из того, что рассказала Тамара Меаракишвили, очевидно, что уровень оказываемого не нее давления силовиков и его официальная причина слишком несоразмерны. Отсюда и возникает подозрение в том, что это не причина, а всего лишь предлог. А истинная причина давления – это независимая гражданская позиция Тамары Меаракишвили. Похоже, эта роскошь теперь под категорическим запретом.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия