В Грузии разгорелась полемика по поводу показаний бывшего министра спорта Левана Кипиани. Напомним, в признаниях одного из главных фигурантов скандала вокруг компании «Омега групп» прозвучало, что все скрытые записи, обнародованные телекомпанией «Рустави 2», подлинны, но постановочны. Власти не скрывают своего удовлетворения.
Публикации скандальных записей переговоров главы «Омега групп» с приближенными к властям людьми вызвали широкий общественный резонанс. Один из главных действующих лиц, бывший министр спорта Леван Кипиани на протяжении трех недель не комментировал происходящее.
Вчерашние его показания еще более запутали сюжет. Записи подлинны, признал Кипиани, но сделаны в угоду интересам владельца «Омега групп» Зазы Окуашвили, который попросил записать материал, чтобы убедить зарубежных кредиторов компании в том, что чиновники из правительства оказывают на него давление. Таким образом Окуашвили пытался отсрочить выплаты по обязательствам перед ними, утверждал Кипиани.
Your browser doesn’t support HTML5
Оппозиционеры полагают, что неважный внешний вид и дрожащий голос Левана Кипиани являются наглядным свидетельством того, что показания из бывшего чиновника выбиты под давлением.
Вот заявление одного из лидеров «Нацдвижения» Саломе Самадашвили:
«Человек под угрозой физического уничтожения готов на немыслимые выдумки, которые никого ни в чем не убедили. Приходится констатировать, что мы живем в государстве, где любого человека, пусть даже бывшего министра, можно довести до такого состояния».
В «Грузинской мечте» утверждают, что откровения Кипиани ставят с ног на голову весь следственный процесс. Вот заявление главы юридического комитета парламента Эки Беселия:
«Меня удивляют люди, которые приняли за чистую монету все эти непонятные аудиозаписи. Показания господина Кипиани разрушают все версии Зазы Окуашвили и «Нацдвижения». Думаю, теперь расследование выходит на новый этап, где необходимы показания Зазы Окуашвили, который обязан сотрудничать со следствием».
По заявлению одного из лидеров «Грузинской мечты» Арчила Талаквадзе, признание Кипиани внесло ясность во все спорные вопросы:
«Стало очевидно, что власти не осуществляли никакого давления на СМИ и что не было никаких посягательств на бизнес».
В завершение глава Минюста Тея Цулукиани напомнила «Омега групп» о финансовых обязательствах компании перед бюджетом:
«В этой истории важнее всего, чтобы компания, которая отказывается признать свои долги, покрыла налоговые обязательства в размере 51 миллиона лари. Я понимаю, что эта компания всеми методами, в том числе грязными, пытается отвлечь внимание общественности от этой темы, но мы этот момент помним всегда».
В неправительственном секторе не верят в правдивость показаний бывшего министра. Софо Вердзеули, представляющая Центр по изучению и мониторингу прав человека, говорит, что последние действия властей весьма показательны:
«После стольких дней молчания признание бывшего высокопоставленного чиновника правительства об участии в тяжелых мошеннических схемах говорит о его попытке увести следствие от истины. Все это не выглядит убедительным. Разумеется, его, как ценного свидетеля, необходимо было оградить от влияния властей, а теперь, исходя из контекста его заявлений, становится очевидным, что он прилагает все усилия, чтобы помочь властям выпутаться из этой непростой ситуации».
Что касается руководителя «Омега групп» Зазы Окуашвили, то он готов сотрудничать со следствием, но дистанционно. На фоне последних событий посещать Грузию он не собирается.