Хазарадзе и Джапаридзе получили скидку

То, что дело учредителей «TBC банка» имеет явный политический оттенок, наблюдатели не сомневаются

700 тысяч и две недели – судья Тбилисского городского суда Нино Чаханашвили вняла доводам стороны обвинения в необходимости предоставления со стороны двух главных банкиров страны – Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе – финансовых гарантий своего сотрудничества со следствием. Правда, снизила сумму, изначально запрашиваемую прокуратурой, – по миллиону лари на каждого.

У временно оставивших свои посты в структурах «ТВС групп» фигурантов расследования предполагаемого экономического преступления 11-летней давности есть 14 дней, чтобы предоставить озвученную сумму в один миллион 400 тысяч лари в качестве залога. Прокуратура настаивала на двух миллионах, но судья Нино Чахнашвили решила, что хватит и по 700 тысяч на каждого. Впрочем, прокуратура все же довольна – отныне и до окончания процесса свобода передвижения Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе будет ограничена территорией Грузии. Чтобы выехать за пределы страны, обоим придется брать специальное разрешение.

Банкиры с таким решением не согласны. Представитель стороны защиты Звиад Кордзадзе назвал вердикт судьи абсурдным, так как если кому-то и был причинен ущерб от всей этой ситуации, то это «TBC банк». Более того, по словам адвоката, из-за инициированного прокуратурой процесса пострадали международные рейтинги Грузии. А запрет на выезд заграницу для двух ключевых фигур в строительстве порта Анаклия – прямой удар по этому важнейшему для страны проекту.

Your browser doesn’t support HTML5

Хазарадзе и Джапаридзе получили скидку

Как заявил сам Бадри Джапаридзе, теперь на весах с одной стороны – несправедливое решение суда, а с другой – инвестиционный климат страны:

«Здесь очевидно, что таким образом они хотят нанести вред двум конкретным людям – ограничить нашу деятельность, вывести из равновесия. Это необходимый процесс, который мы должны пройти все вместе. Потому что это – поворотный момент для нашей страны. Это настолько необоснованное и абсурдное обвинение, что прямо видно, что это заказ. Наше самое мощное оружие – абсолютная правда и полная прозрачность».

Но пока у каждой из сторон своя правда и прозрачность в этом деле не столь очевидна, Джапаридзе и Хазарадзе решили максимально дистанцироваться от своих активов. Чтобы вывести из-под удара главное детище – порт Анаклия – учредители «ТВС банка» приняли решение покинуть посты председателя и заместителя председателя управляющего совета «Консорциума развития Анаклия». По словам Мамуки Хазарадзе, соответствующее заявление они сделают на следующей неделе, чтобы в отношении них закончились спекуляции. Банкир уверяет: это делается для того, чтобы проект не остановился. Как отметил Мамука Хазарадзе, невозможно разговаривать с международными инвесторами о вложениях в 650 миллионов долларов, когда ежедневно прокуратура всенародно предъявляет подобные обвинения:

«Для нас, для нашей страны, ее экономики Анаклия является жизненно важным проектом, возможностью раз и навсегда зафиксировать Грузию в качестве врат между Европой и Азией. Речь также идет о появлении крупных инвесторов, с которыми мы почти завершили переговоры, но два дня назад нас опять ввергли в этот хаос. Это что-то совершенно непонятное. С одной стороны, правительство говорит, что поддерживает проект Анаклия, а с другой стороны, наоборот, они открыто борются с этим проектом. Тот ущерб, который был причинен грузинской экономике за эти два дня в обмен на те два миллиона, которые они просили, является преступлением, и придет время, когда они ответят за это. Исходя из этого, я и Бадри решили, что на следующей неделе у нас будет пресс-конференция, мы изменим управляющий совет «Консорциума развития Анаклия» и отодвинемся на задний план. Я отстранюсь от председательства, Бадри покинет пост заместителя председателя, чтобы раз и навсегда закончились спекуляции, что якобы мы чем-то прикрываемся».

За банкиров вступилась член Высшего совета юстиции по президентской квоте Анна Долидзе, все это время последовательно критикующая ситуацию, сложившуюся в грузинской системе правосудия. По ее словам, в этом деле «прикрываются» именно власти. Как утверждает Анна Долидзе, сам процесс больше похож на фарс, особенно если учесть, кто его ведет:

«Дело Мамуки Хазарадзе прямо иллюстрирует все те проблемы, с которыми мы боремся здесь, в Совете юстиции. Судья Нино Чахнашвили, которая рассматривает дело учредителей «TBC банка», совсем недавно, 9 июля, без какого-либо конкурса была переведена Высшим советом юстиции из Телави в Тбилиси. В условиях абсолютной непрозрачности, без собеседования, без проверки квалификации ей было передано одно из самых чувствительных политических дел».

То, что дело имеет явный политический оттенок, наблюдатели не сомневаются. Прокуратура активизировала следственные мероприятия в отношении Мамуки Хазарадзе после того, как банкир заявил о намерении создать новую политическую платформу. По мнению большинства грузинских аналитиков, именно основанное Хазарадзе движение может стать той самой пресловутой третьей силой на парламентских выборах 2020 года. И такой расклад, особенно если учесть обещание Хазарадзе об ответственности всех участвующих в этом деле, не может не вызвать опасений у партии власти.