Гражданин Индии, убитый в Тбилиси в результате конфликта, заснял выстрел на телефон. Семья утверждает, что истинным мотивом преступления стала расовая неприязнь, и обвиняет правоохранительные органы в нежелании своевременно реагировать на подобные сигналы.
Убийство в Тбилиси гражданина Индии вновь вывело на первый план проблему ксенофобии – семья убитого утверждает, что преступление было совершено на почве расовой неприязни. Супруга погибшего в результате конфликта с соседом 33-летнего Махмада Малика Малутина, Рифат Ахмад, заявила Радио Свобода, что у нее нет никакой информации по поводу хода расследования преступления:
«Вчера мой муж был доставлен в больницу, больше я его не видела. Я не знаю, где он, никто мне ничего не говорит. Прокуратура присвоила нам статус потерпевших, больше я ничего не знаю».
На данный момент тело погибшего находится в Центре судмедэкспертизы им. Левана Самхараули. По предварительным результатам расследования, гражданин Индии в результате бытового конфликта, произошедшего 6 февраля, получил огнестрельные ранения и скончался на месте. Стрелявший, 60-летний житель Тбилиси, задержан.
Your browser doesn’t support HTML5
Момент убийства зафиксирован на видео, снятом на телефон самим гражданином Индии. На кадрах видно, как пожилой мужчина достает из кармана пистолет, слышна нецензурная брань, а потом звуки выстрелов.
Предметом спора, как утверждают соседи, послужил забор, отделяющий участок, на котором погибший возводил дом, от территории, находящейся в собственности обвиняемого в убийстве. Гражданин Индии прибыл со своей семьей в Грузию в 2017 году. Он купил землю и начал строительство дома на улице Соломона Додашвили в столичном районе Исани. Рифат Ахмад вспоминает:
«Мы строим дом почти год. В течение этого времени у нас был постоянный спор с нашим соседом. Мы несколько раз звонили в полицию и обращались в мэрию, но в итоге мой муж погиб. Теперь я больше не могу чувствовать себя в безопасности в Грузии. Вчера, после инцидента, сын убийцы столкнулся со мной в полицейском участке, и я подумала, что он собирается убить меня. Я боюсь, я уже ничего не хочу, просто хочу справедливости. Я хочу, чтобы убийца был должным образом наказан. Мы пытались начать жить здесь, потому что вы знаете, какова ситуация в Индии и Пакистане. Мы хотели получить гражданство, но нам отказали».
Конфликт по поводу спорной площади, как выяснилось, продолжался несколько месяцев. Тесть убитого заявляет, что они неоднократно обращались в полицию и в Минюст, чтобы решить бытовой конфликт, однако соответствующего реагирования на эти обращения не последовало:
«Мы как минимум 10 раз обращались в полицию, написали заявление, чтобы эту проблему решили. Но никто не пришел с нами поговорить. Один раз этот сосед уже ранил моего зятя. У моей дочери двое маленьких детей, она в шоке. Куда мы должны идти и что нам делать? Конфликт произошел из-за территории, спор по поводу которой шел уже несколько месяцев. Минюст и мэрия тоже были в курсе, но они также не отреагировали. Утром наш сосед сломал забор и повредил камеры. Он хотел убить моего зятя. Потом он зашел к себе в дом, взял оружие и выстрелил в него (зятя). Мы тут построили дом, хотели здесь жить, но вы сами видите, как все закончилось. Я всегда говорил, что Грузия – это лучшее место, но сегодня я уже не знаю, что сказать».
В Министерстве внутренних дел в свою очередь заявляют, что имевшее место на протяжении нескольких месяцев противостояние не содержало признаков преступления, и поэтому разбирательство начато не было.
У погибшего остались дети 12 и пяти лет. Ведется расследование по факту преднамеренного убийства, незаконного приобретения и владения огнестрельным оружием в соответствии со статьей 108 Уголовного кодекса Грузии, а также 3 и 4 пунктами статьи 236, что предусматривает лишение свободы сроком от семи до 15 лет. Упоминание о расовой неприязни в материалах дела не содержится, однако семья погибшего настаивает: истинной причиной такого негативного отношения было их происхождение.
Конфликты и негативное отношение на почве расовой неприязни в Грузии в последние годы фиксировались неоднократно. На эту проблему, особенно в связи со вспышкой китайского коронавируса и последовавшей вслед за ней вспышкой неприязни к китайцам, проживающим в Грузии, обращает внимание Тамта Микеладзе из Центра по изучению и мониторингу прав человека:
«Можно сказать, что грузины воспринимают себя как западную цивилизацию, цивилизацию превосходной степени, в связи с этим мы имеем свой объект, ориентир, и в этом случае люди из Африки, Юга и Азии воспринимаются как менее цивилизованные. К сожалению, так как мы на самом деле относимся к южной и самой колониальной части мира, но не рассматриваем себя таковыми, то очень и очень часто сами начинаем объективировать другие нации. В принципе, даже в нашей среде, где у нас присутствуют разные национальные и этнические меньшинства, часто эти социальные иерархии очень активно действуют и являются частью доминантного восприятия себя самих по отношению к другим».
Читайте также Жители Дигоми выступили как хозяева поляВ апреле 2018 года объектом такой неприязни стали африканские студенты. Местным жителям не понравилось, что они «оккупировали» спортивную площадку. Как следствие – игравших в футбол иностранцев избили, попутно оскорбляя по расовому признаку. Тогда скандал удалось замять.
А вот в сентябре 2016 года десятки агрессивно настроенных молодых людей прошли маршем по одной из центральных улиц Тбилиси, скандируя лозунг «Слава нации – смерть врагам!». На проспекте Давида Агмашенебели расположены множество турецких и арабских кафе и ресторанов, и именно они стали объектом нападений ультранационалистов. Вмешалась полиция, акцию разогнали, наиболее активных ее участников задержали. Но осадок остался.
Читайте также Белые цветы для Вито и приговор для обвиняемыхКак итог нежелания властей признавать наличие в обществе проблемы расовой и национальной нетерпимости правозащитники называют убийство своего коллеги Виталия Сафарова. Летом 2019 года Тбилисский городской суд приговорил виновных к 15 годам лишения свободы, но судья Шорена Гуцадзе не учла мотив национальной нетерпимости и признала обвиняемых виновными в групповом совершении убийства.
Правозащитники же настаивали: исходя из обстоятельств, дело должно было расследоваться по статье «убийство, совершенное группой лиц из хулиганских побуждений вследствие расовой, религиозной, национальной или этнической нетерпимости». Сотрудники неправительственных организаций «Центр включенности и развития» и «Центр прав человека» заявляли, что, по их данным, двое проходивших по делу Сафарова являются членами так называемого «Неонацистского движения».