Палата представителей Конгресса США в связи с конституционной реформой в России, позволяющей Владимиру Путину возглавлять страну и после 2024 года, озаботилась конфликтами на постсоветском пространстве. В комитете по международным делам обсудили ситуацию в Грузии, Украине и Молдове.
«Замороженные конфликты Путина» – дискуссия под таким названием состоялась в подкомитете по делам Европы и Евразии комитета по международным делам Палаты представителей американского Конгресса. Законодателей интересовала текущая ситуация в бывших советских республиках и степень влияния России на процессы в этих странах и черноморском регионе в целом.
Председатель подкомитета конгрессмен Билл Киттинг обратил внимание на то, что США, видимо, не уделяли достаточного внимания действиям Москвы в ее стремлении предотвратить сближение своих бывших сателлитов с Западом:
«Мы не играли никакой роли в конфликте в Молдове и получили Грузию, ничего не делали после конфликта в Грузии и получили Украину. И все равно ничего. В последнее время нам удалось расширить наши усилия и достичь первых результатов на пути к тому, чтобы учиться на этих конфликтах и не повторять ошибок».
Your browser doesn’t support HTML5
По мнению конгрессмена, США наконец должны выработать меры, которые бы затрагивали все эти конфликты, и сделать необходимые шаги, чтобы их реализовать. Только так, по мнению Киттинга, коалиция Вашингтона и его союзников в лице Киева, Тбилиси и Кишинева сможет противостоять угрозам и вызовам со стороны России.
Участвовавший в дискуссии конгрессмен Адам Кинзингер обратил внимание на то, что Грузия и Украина являются союзниками США с момента обретения независимости. И с тех же пор им приходится справляться с провокациями Москвы:
«Россия вторглась в обе страны, опасаясь, что к дверям подступят свобода и демократия. И Украина, и Грузия выразили заинтересованность в укреплении сотрудничества с Западом, особенно с НАТО. Путин вторгся, чтобы предотвратить установление демократических ценностей в регионе, однако эта тактика была в корне ошибочной».
Провалом политики Владимира Путина в отношении Грузии Кинзингер считает тот факт, что власти и оппозиция после нескольких месяцев внутриполитического кризиса в стране все же смогли прийти к согласию по избирательной модели. Еще один шаг в сторону демократии, тем не менее, не снизил опасность внешнего вмешательства со стороны Москвы, уверен конгрессмен. Кинзингер напомнил членам подкомитета, как российский президент, с которым Западу в целом и Вашингтону в частности возможно придется иметь дело еще много лет, предпочитает действовать в отношении союзников США из числа бывших советских республик:
«Открытая вражда между Россией и Грузией продолжается с момента распада Советского Союза. Раздача Путиным гражданам Грузии паспортов в 2002 году создала почву для российской интервенции в 2008 году. Сейчас мы наблюдаем оккупированные Россией территории в Южной Осетии и Абхазии, а также медленный сдвиг границы с последующей оккупацией еще большей части территории Грузии. Многие этнические грузины из этих регионов бежали из-за угрозы преследования, а некоторые погибли из-за недостаточного медицинского обеспечения на этих территориях».
С тем, что США должны обратить более пристальное внимание на ситуацию в Грузии, Украине и Молдове, согласна конгрессмен Энн Вагнер:
«Конфликты, за которыми стоит Россия, в таких странах, как Украина, Молдова и Грузия, никак не могут совпадать с нашими интересами в контексте мирной Европы. Соединенные Штаты наказали Россию за ее агрессию против этих суверенных государств, я имею в виду глобальные санкции, публичное осуждение действий России и продажу вооружений Грузии и Украине для укрепления их обороноспособности. И мы должны продолжать защищать Европу от попыток России подорвать верховенство закона, демократию и суверенитет».
Приглашенные на слушания эксперты ознакомили конгрессменов с текущей ситуацией в конфликтных регионах. Как отметил старший научный сотрудник Европейской программы Фонда Карнеги посол Дэн Байер, сегодня внешняя политика России отвечает интересам лишь одного человека – Владимира Путина. При этом Байер призвал американских законодателей не недооценивать возможности Москвы не только в военном плане, но и с точки зрения дипломатических и юридических методов давления.
То, что сегодня происходит на неподконтрольных официальному Тбилиси территориях, полностью контролирует Москва, отметила в свою очередь аналитик Международной кризисной группы Олеся Вартанян. По ее словам, в самопровозглашенных республиках – Абхазии и Южной Осетии –- налицо дискриминация грузинского населения:
«Местные этнические грузины сталкиваются с дискриминацией со стороны де-факто властей. В школах обучение не ведется на их родном, грузинском, языке. Они не могут принимать участие или голосовать на выборах. Они ограничены в трудоустройстве. Лишь немногие этнические грузины имеют местные паспорта. К ним относятся как к иностранцам».
Указала Вартанян и на трудности пересечения административных границ:
«Де-факто власти закрывают пропускные пункты все чаще и на более длительные периоды, иногда без предупреждений и по причинам, которые не имеют ничего общего с фактором безопасности».
Впрочем, считает аналитик, с точки зрения борьбы с российской пропагандой, на территории Грузии на базе Радио Свобода удалось создать механизм, позволяющий жителям как «континентальной» части страны, так и оккупированных территорий получать альтернативную информацию непосредственно с места событий:
«Это программа, которая объединяет журналистов из регионов Абхазии и Южной Осетии и остальной Грузии – с новостями и репортажами из разных мест. Вначале это был довольно спорный проект. Но спустя 10 лет «Эхо Кавказа» – единственный сервис, который предоставляет альтернативу. Это – единственный источник информации, который создают местные журналисты и который является альтернативой российской пропаганде. Для меня это хороший пример того, как можно, несмотря на трудности, протянуть руку другой стороне. При этом ты не отвечаешь на пропаганду пропагандой», – заявила Вартанян.
Борьба с российской пропагандой – одно из главных направлений, которому конгрессмены намерены уделить особое внимание. При этом законодатели пообещали усилить вовлеченность Вашингтона в вопросы экономической и военной безопасности стран, ставших полигоном для «Замороженных конфликтов Путина».