Самая главная и хорошая новость из Абхазии – это то, что в республике на понедельник 30 марта по-прежнему не зарегистрировано ни одного инфицированного коронавирусом. Хотя в Черногории, о которой СМИ долго сообщали как о единственной стране Европы, куда пандемия не проникла, уже есть несколько десятков заболевших, Абхазия, как и Южная Осетия, Нагорный Карабах, пока держатся. Об этом, во всяком случае, свидетельствует подробная таблица, которую видел вчера в соцсети Facebook.
Реалисты, впрочем, объясняют данную ситуацию просто – малочисленностью населения этих частично признанных и непризнанного государства и ограниченностью перемещения их граждан по миру, а также предрекают, что регистрация инфицированных и на их территории – вопрос лишь времени. Некоторые добавляют, что из-за ограниченности в количестве тест-систем у нас могут быть невыявленные коронавирусоносители. Другие им возражают, что если проявляются соответствующие симптомы, больных обследуют, как это было сделано на днях с шестью пациентами в Сухумской инфекционной больнице и одним в Гудаутской районной; тесты больных не выявили COVID-19.
Your browser doesn’t support HTML5
А еще в абхазском сегменте Facebook ободряют друг друга репостами фрагмента из рассказа Константина Паустовского «Табачная республика»: «Что же происходило в Абхазии на самом деле? Маленькая страна, тесно зажатая с трех сторон областями, где люди умирали от сыпняка, решила спастись самым доступным и нехитрым способом – отрезать себя от остального мира и следить, чтобы ни одна мышь не перебежала границу. Сделать это было сравнительно легко. С севера Абхазию отгораживал Главный хребет. Единственный Клухорский перевал в то время был непроходим: вьючная тропа в нескольких местах обрушилась. Днем и ночью без устали сползали и дымили по обрывам лавины. С севера, со стороны Сочи, и с юга, со стороны Аджарии, шоссе и мосты были взорваны во время гражданской войны и загромождены множеством осыпей и обвалов. Оставался единственный путь – море. Но на море не было пароходов, если не считать «Пестеля». Всего легче было объявить карантин против сыпняка и никого не пускать с парохода на берег. Так местные власти и поступили. А между тем по всему Черноморью и соседним землям ширился слух о существовании на кавказском берегу маленького рая с фантастическим изобилием продуктов и волшебным климатом. Все рвались в этот рай, но он был наглухо закрыт».
Впрочем, чуть раньше описанной Паустовским ситуацией с сыпным тифом начала двадцатых годов, в 1918-1919 годах знаменитая «испанка» погуляла-таки по Абхазии, унеся множество жертв. Что касается изолированности, то Главный Кавказский хребет, как и век назад, является непреодолимой преградой со стороны Северного Кавказа, а вот пункты пропуска на границах с РФ и Грузией пришлось закрывать решением правительства.
Что касается границы на Ингуре, то она была закрыта еще задолго до введения в Абхазии с 27 марта режима чрезвычайного положения, сразу после того, как в Грузии были зарегистрированы инфицированные, число которых сейчас приблизилось к ста. Но с субботы 28 марта в Гальском районе распоряжением и.о. главы района Омара Бганба пришлось ввести комендантский час. Эта мера была предпринята из-за того, что в последнее время участились случаи попыток незаконного пересечения границы по реке Ингур вброд как в нижней, так и в верхней зонах района. Как правило, они предпринимались ночью. Во время комендантского часа будут действовать ограничения в движении. При выходе на улицу необходимо иметь при себе удостоверяющие личность документы. Патрулировать территорию будут сотрудники правоохранительных органов. В отношении нарушителей будут предприняты административные меры, в том числе штрафные санкции.
Отдельно следует сказать о следующем. В ряде грузинских СМИ появилось сообщение, что вчера поздно вечером в инфекционную клинику Зугдиди из Гальского района Абхазии перевезли 50-летнюю женщину с подозрением на коронавирус. Анализы уже направлены в лабораторию, но о результатах их пока не известно. Оперативный штаб по защите населения Абхазии от коронавируса опроверг распространявшуюся в соцсетях и СМИ информацию о том, что из Абхазии в Грузию (Зугдиди) якобы переведена женщина с симптомами коронавируса.
Как заверили в Службе государственной безопасности Абхазии, за последние трое суток государственную границу с Грузией не пересекал ни один человек. Граница закрыта на карантин в соответствии с распоряжением и.о. президента Абхазии. «В очередной раз хотим донести до граждан Абхазии – внимательно изучайте источники той или иной информации. В такое непростое время злоумышленники и недоброжелатели фабрикуют фейковые новости, направленные на провоцирование паники и хаоса. Конечная цель таких действий не ясна, но она носит деструктивный характер. Просим вас ориентироваться только на достоверную информацию из официальных источников Республики Абхазия», – говорится в сообщении оперативного штаба.
А вот российско-абхазская граница была закрыта только сегодня в полночь. Хотя голоса о том, что надо это сделать, ибо поток пересекающих ее несравнимо больше, чем грузино-абхазскую, появились в Абхазии еще с месяц назад. В ответ же звучало: «Вы что, с ума сошли? Забыли, как во второй половине 90-х Абхазия была в блокаде? Теперь сами себе ее будем объявлять?» Голоса призывающих к закрытию границы усилились после того, как дней десять назад распространились слухи, что около двухсот российских туристов, воспользовавшись увеличением длительности весенних каникул, заехали в гостиницы и другие объекты размещения Гагрского района. На абхазской стороне границы на «Псоу» примерно в то же время был установлен тепловизор, и россиян с повышенной температурой тела стали не пропускать. Но закрывать границу, несмотря на постепенный рост инфицированных в России (сейчас их там уже более 1800), власти Абхазии все же не решались. Ситуация сама собой разрешилась, когда правительство России во второй половине дня 28 марта с целью предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции приняло решение с 00.00 30 марта закрыть свои сухопутные границы, за исключением отдельных оговоренных случаев, на срок пока что до 1 мая. На сайте администрации города Сочи появилась информация, что «с 30 марта со стороны России граница полностью закрывается до отмены ограничительных мер. Со стороны Абхазии будет осуществляться пропуск в Россию только граждан Российской Федерации».
Впрочем, товары через границу на «Псоу» перемещаются в прежнем режиме.
Отдельным же гражданам в связи с этой стремительно меняющейся обстановкой пришлось пережить стресс и даже панику. Расскажу о следующей житейской истории. В начале марта погостить к сухумским родственникам приехала на два-три месяца россиянка из Смоленска с внуком-дошкольником, которому врачи посоветовали дышать морским воздухом (аденоиды в носу). И все бы хорошо, если бы не началось наступление пандемии. В Смоленске зарегистрирована пока только одна инфицированная, в Абхазии таких и вовсе нет, но когда появилась информация о закрытии российской границы, мысли родителей мальчика о его срочном возвращении переросли в решение немедленно осуществить это. И хотя бабушку с внуком наверняка пропустили бы в РФ и позже, семья рассудила так, что «береженого бог бережет». Субботним вечером отец ребенка с соседом выехали на его машине из Смоленска, чтобы, сменяясь за рулем, за сутки преодолеть две тысячи километров до «Псоу», а сухумские родственники повезли туда в воскресенье бабушку с внуком. К счастью, все прошло благополучно и они «воссоединились» в селе Веселом…
В эти необычные и очень трудные для Абхазии, как и для всего мира, дни борьбы со все более угрожающей человечеству пандемией коронавирусной инфекции среди идей, выдаваемых абхазским интернет-сообществом, несколько раз мелькнула, говорят, такая: в связи с экстраординарной ситуацией надо, чтобы парламент, не дожидаясь назначенной на 23 апреля инаугурации избранного президента Аслана Бжания, принял решение о переносе этой даты на более ранний срок, чтобы он и его команда сразу взяли контроль над введенным чрезвычайным положением в свои руки. Идея, думается, странная, тем более что исходила она, как слышал, отнюдь не от сторонников этой команды. Во-первых, любое нарушение конституционных сроков нежелательно, да и вообще недопустимо, во-вторых, такое ускорение процесса в данном случае ничего бы не дало, кроме внесения ненужной сумятицы в дело. Сейчас этим контролем занимается более или менее отлаженный механизм исполнительной власти, а если бы в данной ситуации введения ЧП его, этот механизм, начали на ходу менять?
При этом Аслан Бжания и его команда вовсе не отстранились, конечно, от текущих событий. В пятницу 27 марта, выступая в парламенте с предложением ввести режим ЧП, исполняющий обязанности президента Абхазии Валерий Бганба, которого, кстати, парламентарии заслуженно похвалили за деятельное руководство введением карантинных мер, упомянул, что согласовывал это введение с избранным президентом, дабы между действующей и вступающей в действие властными командами не было тут противоречий.
В субботу вечером было распространено видеообращение к народу Аслана Бжания. Вот что им было сказано:
«Дорогие соотечественники! Нынешнее положение обязывает нас предпринять максимальные меры безопасности. Надо работать на упреждение ситуации. Ни в коем случае не должно быть паники. В это время необходимо ограничить себя от участия в массовых мероприятиях, в том числе и ритуальных. Должны работать только те ведомства и учреждения, которые занимаются вопросами жизнеобеспечения наших граждан. Особая миссия выпала на работников медицинских учреждений. Мир столкнулся с большим испытанием. Осознавайте всю серьезность происходящего. От ваших действий зависит многое. Задача каждого – беречь себя и своих близких. Только если каждый проявит ответственность, мы пройдем этот сложный этап без потерь для нации. Самоизоляция не соответствует нашему характеру, но сегодня тот случай, когда мы просто обязаны думать о наших близких. Наши старшие находятся в особой зоне риска. Руководство страны предпринимает все возможные усилия по защите населения от коронавирусной инфекции. Компетентные органы постоянно мониторят ситуацию. Прошу вас, отнестись к мерам, которые предпринимает правительство нашей страны, как к руководству к действию. Ежедневно исполняющий обязанности президента, министр здравоохранения и министр по чрезвычайным ситуациям информируют меня о предпринимаемых мерах в разрешении этой проблемы».
Сегодня дополнительным распоряжением и.о. президента Валерия Бганба в состав Координационного штаба по защите населения Республики Абхазия от коронавирусной инфекции введен избранный вице-президент страны Бадра Гунба.
Координационный штаб по защите населения от коронавируса начал сегодня проведение тренингов для всего медицинского персонала.
Обстановка с пандемией в мире остается непредсказуемой. Но оптимисты в Абхазии продолжают надеяться, что если и вправду коронавирус к лету отступит из-за повышения температуры воздуха, то у нас даже не пропадет курортный сезон. Но для этого надо как минимум самим продержаться до этого времени в качестве территории, свободной от вируса, не допустить здесь вспышки инфекции.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия