Министерство обороны Грузии восстановит призыв на обязательную военную службу. Соответствующее заявление сделал глава оборонного ведомства Леван Изория, представивший отчет о деятельности министерства за 100 дней нахождения его в должности.
Экономия, интеграция национальных и религиозных меньшинств, повышение профессионализма – эти причины побудили министра обороны Грузии Левана Изория отменить распоряжение своей предшественницы Тины Хидашели о переходе армии на контрактный принцип формирования.
«Призывники пройдут полноценную начальную подготовку и сформируются как полноценные военнослужащие. Их зарплаты вырастут с прежних 7 до 50 лари, также у них появятся еженедельные выходные. Обновленная обязательная военная служба будет менее затратной, обеспечит поддержку профессионального компонента призыва в армию и подготовку большего количества персонала как для резерва, так и для контрактной военной службы».
Еще буквально неделю назад Минобороны объявило о начале приема граждан на контрактную военную службу. Желающим сулили высокий оклад и широкий пакет соцобеспечения.
Сегодня же Изория подчеркивает: без призывников армия испытывает проблемы с комплектацией, к тому же солдаты-срочники обходятся государству гораздо дешевле контрактной армии. Министр привел цифры. Согласно расчетам, если в год содержание контрактника государству обходится от 25 до 26 тысяч лари, то срочник почти в три раза дешевле – порядка 9 тысяч.
В правящей партии решение министра поддержали, а вот в оппозиции, напротив, обвинили в возвращении системы, которая способствует коррупционным процессам.
Экс-министр обороны Тина Хидашели, 27 июня принявшая решение об отмене обязательного призыва, раскритиковала упразднение ее приказа:
«Они обманывают избирателей. Леван Изория с первого же дня назначения знал, что упразднит мой приказ. Но они решили дождаться окончания выборов, потому что идея отмены призыва была популярной. Сейчас кино закончилось, и настала пора реальности. Контрактникам надо платить деньги, а срочников можно использовать в качестве бесплатной рабочей силы».
Впрочем, Леван Изория заранее предупредил, что вопрос обязательного призыва в армию не снимается с повестки дня и будет снова обсуждаться в начале ноября после консультаций с профильными НПО и военными специалистами.
Эксперт Фонда исследования стратегии и международных отношений Грузии Нодар Харшиладзе отмечает: в НАТО существуют разные модели призыва в армию, но действующая в Грузии система рассчитана на унижение граждан:
«В НАТО существуют все модели – и полностью профессиональная, и полностью на основе призыва, и смешанная. Но при этом существует единый стандарт: любая система должна быть логичной и построенной на расчете. Какая бы система ни была у Грузии, она должна базироваться на ресурсах, угрозах и нуждах и должна быть частью конкретного стратегического плана. Сегодня наша система призыва является унижением собственных граждан с целью почти бесплатной работы в порядке принуждения в службе охраны».
В свою очередь, военный эксперт Амиран Салуквадзе уточняет: окончательное решение еще не принято, но он не видит в восстановлении срочной службы ничего негативного:
«У нас на следующей неделе будет еще одна встреча, и, скорее всего, она не будет последней. Что касается непосредственно вопроса призыва, в мире всего три страны – Великобритания, США и Канада, которые полностью перешли на контрактную основу. Да, многие страны пытались сделать армию полностью профессиональной, но в итоге все равно возвращались к смешанной модели. Во всех странах НАТО, за исключением вышеперечисленных, есть солдаты-срочники. Просто в разных пропорциях. В новом виде обязательная военная служба будет подразумевать для призывников такую же боевую подготовку, как и для контрактников, чтобы они могли сформировать боеспособный резерв. Ну а от караульной службы, вокруг которой столько шума, никуда не деться. У Минобороны есть военные объекты, которые нужно охранять. И ни одна частная компания не может это делать. Если в карауле не будут стоять срочники, то это будут контрактники».
Если решение министра обороны вступит в силу, срочники будут проходить тот же курс десятинедельной боевой подготовки, что и добровольцы, поступившие на контрактную военную службу. Первый поток призывников после перерыва грузинская армия планирует принять весной будущего года.