Глава Священной митрополии Абхазии, архимандрит Дорофей (Дбар) опубликовал в социальной сети пост, в котором рассказал о возможной причастности к повреждению липы в селе Лыхны «православного священника, приехавшего в Абхазию из Донецка».
Напомним, что это дерево называют «духовным символом Абхазии». Кавказскую липу повредили, используя бензопилу, 5 апреля. Дело возбуждено по статье «незаконная порубка деревьев и кустарников». Подозреваемых, братьев Ираклия и Даура Багателия, задержали 11 апреля. Ираклия суд заключил под стражу, в отношении Даура избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
«Как выясняется, акт вандализма на исторически значимой для абхазов Лыхненской поляне (и, насколько мне известно, не только там) был совершен «новопросвещенными» абхазами с «благословения и наставничества» православного священника, приехавшего в Абхазию из Донецка. Последний был принят в ряды духовенства Сухум-Пицундской Епархии Абхазской Православной Церкви и назначен служащим священником Адзюбжинской церкви», – написал архимандрит Дорофей.
Священнослужитель указывает, что подобное событие «уже имело место в недавнем прошлом». Ссылаясь на статью протоиерея Иоанна Восторгова (1864–1918), он, в частности, пишет, что в самом начале XX века некий абхазец, ставший послушником Ново-Афонского монастыря, «из религиозной ревности и желания мученичества сжег священный дуб абхазцев, за что едва не был убит».
Отметим, что абхазские официальные структуры не называют мотивы преступления. Ранее в абхазской СГБ заявили, что прорабатывают ряд версий, «в том числе и возможную причастность иностранных спецслужб, а также намерения по дестабилизации внутренней обстановки» в Абхазии.
- Грузинская православная церковь (ГПЦ) считает Абхазию частью своей канонической территории, таковой ее признают все православные церкви, включая Московский патриархат. Священнослужители ГПЦ после грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-1993 годов не имеют доступа на территорию Абхазии. Единственным священником, рукоположенным в иереи Грузинской церковью и не запрещенным в служении, является иерей Виссарион (Аплиа), который после войны возглавил Сухумо-Пицундскую епархию, позже зарегистрированную властями самопровозглашенной республики в качестве Абхазской православной церкви. Архиереем Абхазской церкви сам иерей Виссарион называет Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
- В Абхазии также зарегистрирована другая православная организация – Священная митрополия Абхазия с центром в Новом Афоне. Создание СМА стало реакцией на попытку Русской православной церкви назначить своего настоятеля Новоафонского монастыря из России. Монахи монастыря во главе с архимандритом Дорофеем (Дбар) считают церковный вопрос Абхазии неурегулированным и от имени верующих обращаются к Константинопольскому патриарху с просьбой разрешить его на межправославной комиссии.
- В Грузии в качестве временной меры рассматривался вопрос о временной передаче Абхазии в окормление Константинопольскому патриарху. С такой идеей выступал экс-министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили. Однако ГПЦ отвергла этот вариант, так как в своей церковной внешней политике чаще становится на сторону Московского патриархата.
- Между двумя православными общинами Абхазии периодически возникает напряжение из-за требования Абхазской православной церкви освободить Новоафонский монастырь и передать его АПЦ.
Форум