Accessibility links

Независимое телевидение России


ПРАГА -- Человек, обладающий минимальным вкусом, не может избежать некоторых проблем при просмотре телепрограмм канала НТВ. И дело вовсе не в тех идеях, которыми руководствуются авторы передач – в конце концов мракобесия в любых форматах сейчас хватает почти на всех телевизионных кнопках. НТВ сумело стать безусловным, необоримым лидером по части подлости и разнузданной (есть такое хорошее русское слово) дурнины, - доведенного до совершенства метода развоплощения всякой реальности, низведения всех человеческих мотивов жить до биологических потребностей.

Два слова о мракобесии. На НТВ, в отличие от ОРТ или РТР вполне можно столкнуться и с какими-то неожиданными всполохами демократической линии прежней редакции, разогнанной Владимиром Путиным. Но разбалансированность, «желтизна», отсутствие каких бы то ни было эстетических и этических ограничителей дают авторам этого замечательного телевидения неоспоримое преимущество: если вдруг нужен реакционный взгляд на проблему, то он может забираться в такие фиолетовые глубины, само упоминание о которых табуировано в приличном обществе.

31 октября. Фильм о полковнике Буданове, осужденном за убийство чеченской девушки «Я отвечу за все». Идея, положенная в основу фильма (Буданов - герой чеченской войны) понятна. Так, в конце концов, думают многие в Росссии. Но следует учитывать готовность этой части общества, идеализирующей Буданова, считать простительным, а то и необходимым убийство любого чеченца. Авторы фильма предлагают себя зрителям в другом качестве – незаинтересованных, объективных наблюдателей, руководствующихся обычными понятными нормами человеческой морали. Поэтому сформулирован неизбежный вопрос о раскаянии, как его переживает полковник. Полковник на протяжении всего фильма твердит, что если бы была возможность вымарать убийство из своей биографии, исправить причиненное зло, он бы сделал это. Но тут же добавляет, что на него возложены все грехи минувшей войны, а чужую ношу он нести не намерен. Хорошо видно, что раскаяние в данном случае - лишь декларация: убийца, переживающий соверешеное им преступление как экзистенциональный кошмар готов принять на себя позор всего мира, поскольку именно так ему открывается смысл совершенного им. По ходу картины тема покаяния постепенно уступает место триумфальной героической линии, которая нарастает крещендо. Вот Буданов в своем училище, где его встречают однокашники, он стреляет в тире с двух рук. «Так привык», - поясняет журналист. Полковник забирается в танк на место механика-водителя. Сетует, что не уложился в норматив. Машина с ревом трогается с места. Десантники, выжившие благодаря Буданову – он вопреки приказу сорвал свой полк к месту боя и вытащил их из мешка – прогуливаются с полковником по тихой аллее. Из житейских обстоятельств: он не может найти работу, меняет после освобождения уже 13 место. Вот жена Буданова - о неколебимой вере в супруга и его дело.

Об убийстве Эльзы Кунгаевой в фильме сухо. Заехал в село, захватил, убил в кунге. Буданов не может на камеру вспомнить обстоятельства, эпизод неизвлекаем из аффективного мрака. Отцу убитой девушки даётся право произнести в фильме пару слов о том, какой хороший дом дали его семье норвежские власти. Ни слова об обвинении в изнасиловании, доказательства которого были в судебном деле, о безудержном пьянстве полковника, об избиениях, которым он подвергал подчиненных. Только один за другим кадры: на могиле отца, в кругу друзей, в боевой форме, которую впервые надел после 9 лет заключения.

Я знаю о деле Буданова и понимаю, что в фильм не вошёл колоссальный объём изобличающего материала, собранного следствием. Но даже и без доказательств вины это все равно в чистом виде фильм об убийце, который прав. Авторы не формулируют свою мысль прямо, но к ней неизбежно ведет вся логика картины.

А в минувшую субботу – о террористах. Не запомнил даже названия фильма. Взрывают Россию те, кто пытается поменять геополитическую карту мира, читай, западные страны. Все примитивно, в советской стилистике, но даже и не пропаганда, а просто информационный мусор, кое-как приправленный подобием идеи.

Ну а в целом, НТВ – калейдоскоп придуманных персонажей, непрекращающееся истечение животной энергии. Какие-то звезды, кто-то расходится, наращивает грудь, спивается, вязнет в предательстве родных и близких, бандиты, миллионеры, менты, проститутки, карлики, уроды. Не знаю, как Владимиру Кулистикову, человеку, с которым я проработал на Радио Свобода много лет, создавшему нынешнее НТВ, удается жить в мирах, где человек выглядит как медицинская функция потребления, где он полностью равен своему пищеварению и смутной энергии половой сферы. Но, может быть, сам Кулистиков и не думает не жить в этих мирах, его задача – поселить там зрителей.
XS
SM
MD
LG