Accessibility links

Путевые заметки из Абхазии. Первое впечатление


Кандидаты в президенты самопровозглашенной республики Сергей Багапш (на переднем плане с президентом России Дмитрием Медведевым) и Заур Ардзинба
Кандидаты в президенты самопровозглашенной республики Сергей Багапш (на переднем плане с президентом России Дмитрием Медведевым) и Заур Ардзинба
СУХУМИ -- Мои первые попытки вступить на абхазскую землю оказались не слишком успешными. Вчера поздно вечером, где-то около 12-ти, я сразу же, чтобы не терять времени, после аэропорта отправился на границу. Таксист, упершись в хвост почти километровой очереди из машин, удивленно присвистнул. Обычно пробки на границе возникают в разгар мандаринового сезона, да и то с абхазской стороны. А в такое время их не бывает.

Обогнув очередь мы подъехали к самому пограничному посту и таксист скрылся в темноте в поисках знакомых, которые объяснили бы что происходит. Через минут 10 он появился: в районе нет света, собственный двигатель у пограничников сгорел; сказали, что может быть дадут электричество через полчаса, но база данных будет грузиться часа два, не меньше.

На пути в гостиницу таксист, сухумский армянин тридцати лет, подвел итог: это они в связи с выборами что-то крутят, раньше такого не было.

Сегодня утром я все же попал на абхазскую территорию и, миновав без проблем российский пост, проверивший мои документы без всякого интереса, я попал в объятия абхазских пограничников. Здесь реакция была иной. Увидев в моем паспорте грузинскую визу, молодой абхаз поднял на меня изумленный взгляд- “Вы что не знаете какие у нас отношения с Грузией?” “Что-то слышал,” вежливо ответил я, “но как журналист должен работать везде.” Это не убедило пограничника; повел меня к самому главному начальнику. Тот появился минут через двадцать, взял мой паспорт, глянул и взглядом проинформировал своего подчиненного о неполном служебном соответствии. “Извините,- устало сказал он,- они иногда не все понимают.”

Нельзя сказать, что дорога до Сухуми удивляет обилием наглядной предвыборной агитации: всего несколько плакатов Сергея Багапша- он с Путиным, он с Медведевым, еще пара изображений Ардзинба и столько же-Бутба. Хаджимба на дороге я не заметил вовсе, уже только в городе. О кандидате по фамилии Бганба так до сих пор никто ничего и не знает.

Впечатлений много, но времени мало, поэтому расскажу в заключении короткую историю, которая дает представление об особенностях абхазской демократии в период выборов.

Корреспондент “Los Angeles Times” был весьма впечатлен ходом встречи Сергея Багапша с избирателями в Гудаута, которая прошла два дня назад. “Это встреча- настоящая,” сказал потрясенный американец местным журналистам. В каком смысле- поинтересовались они? “Я слышал, как люди говорили что-то неприятное Багапшу и он нервличал и кричал в ответ. Я не понимал ни слова, поскольку разговор шел на абхазском. Но между абхазскими словами в вопросах с мест отчетливо звучали вкрапления русского мата.”
XS
SM
MD
LG