МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---В каждом (или почти каждом) доме сейчас стоит наряженная новогодняя елка. Рождественский и новогодний праздники вокруг елки, отмечавшиеся в России с петровских времен, в 1927 году в рамках антирелигиозной компании запретили большевики. Вернулась эта традиция только в 1936 году - после опубликованного газетой "Правда" письма кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева:
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах".
В 1939 году Павла Постышева расстреляли как врага народа, а в 1956 году - реабилитировали. О советской новогодней елке РС рассказала петербургский историк Елена Душечкина, автор монографии "Русская елка: история, мифология, литература":
- Статья Постышева в "Правде" появилась 28 декабря, в то время как в ноябре проходил первый съезд стахановцев, на котором Сталин сказал свою знаменитую фразу: "Жить стало лучше, жить стало веселей, товарищи!". Елка, которая так неожиданно была разрешена, была востребована в подтверждение той хорошей счастливой жизни, которая начинается с советской социалистической действительности. Не только елка - в конце 30-х годов и после войны были введены и школьные формы (девочки в белых передничках и в коричневых платьицах), и многое другое. Наши руководители вдруг как будто поняли, что кое-что можно взять из прошлого, в том числе и елку. Кроме того, елка оказалась, на мой взгляд, очень гибким ритуальным объектом в разные годы и века в разных странах. До самой революции она выполняла не только рождественские функции, но была и новогодней елкой. Ну, а в советское время сформулировали таким образом: новогодняя елка - это праздник счастливого детства в нашей стране.
- В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века у новогодних игрушек была даже своя идеология: елочные ветки можно было украсить хозяйкой медной горы или космонавтом. Даже украшая елку советским людям предлагалось этот праздник правильно идеологически выстроить.
- Прежде всего, для елки нужна была звезда. Вифлеемская звезда на верхушке елки превратилась в один из символов советской власти - в красную звезду. Она так хорошо ассоциировалась со звездой на Спасской башне. Появился целый ряд стихотворений, где присутствует звезда на Спасской башне, с которой и начинается Новый год. И этот Новый год идет не откуда-то, а из центра и распространяется по всей стране. Что же касается остальных игрушек, то когда елку разрешили, все оказались в растерянности, не зная, что на нее вешать. Можно ли Деда Мороза, который ранее тоже был запрещен вместе с елкой, был признан поповским? Можно ли Снегурочку с ее непонятным происхождением? Но постепенно все вошло в колею. Наряду с безобидными старыми игрушками - шары, яблоки, конфеты - стали делать идеологические игрушки - паровозы, стратостаты, потом появился спутник... Ну, а сейчас много игрушек китайского, в основном, производства: шары, блестки и прочее. И еще одно наблюдение: когда-то мы, будучи детьми, сами делали игрушки из заготовок и полуфабрикатов. Это был специальный обряд. Сейчас дети этим, по-моему, совершенно не занимаются.
- Павел Постышев сыграл свою роль в возвращении в нашу жизнь новогодних елок. Забавно - пламенный революционер, руководил военно-революционными судами на Дальнем Востоке, сам с маузером обращался виртуозно. С чего бы это он вдруг так возлюбил советских детей?
- Не стоит его считать человеком, которому мы должны быть благодарны за возвращение елки. В мемуарах Хрущева рассказывается, как он вместе со Сталиным и Постышевым ехали на машине. И Постышев сказал: а не возродить ли нам елку? Не написать ли об этом? На что Сталин ответил: напиши. Но у этой истории должны бы быть и какие-то документальные подтверждения. Надо бы посмотреть в партийных архивах, если меня туда пустят.
Вот так, семь с половиной десятилетий назад в Советском Союзе восстановили в правах традицию новогодней елки.
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах".
В 1939 году Павла Постышева расстреляли как врага народа, а в 1956 году - реабилитировали. О советской новогодней елке РС рассказала петербургский историк Елена Душечкина, автор монографии "Русская елка: история, мифология, литература":
- Статья Постышева в "Правде" появилась 28 декабря, в то время как в ноябре проходил первый съезд стахановцев, на котором Сталин сказал свою знаменитую фразу: "Жить стало лучше, жить стало веселей, товарищи!". Елка, которая так неожиданно была разрешена, была востребована в подтверждение той хорошей счастливой жизни, которая начинается с советской социалистической действительности. Не только елка - в конце 30-х годов и после войны были введены и школьные формы (девочки в белых передничках и в коричневых платьицах), и многое другое. Наши руководители вдруг как будто поняли, что кое-что можно взять из прошлого, в том числе и елку. Кроме того, елка оказалась, на мой взгляд, очень гибким ритуальным объектом в разные годы и века в разных странах. До самой революции она выполняла не только рождественские функции, но была и новогодней елкой. Ну, а в советское время сформулировали таким образом: новогодняя елка - это праздник счастливого детства в нашей стране.
- В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века у новогодних игрушек была даже своя идеология: елочные ветки можно было украсить хозяйкой медной горы или космонавтом. Даже украшая елку советским людям предлагалось этот праздник правильно идеологически выстроить.
- Прежде всего, для елки нужна была звезда. Вифлеемская звезда на верхушке елки превратилась в один из символов советской власти - в красную звезду. Она так хорошо ассоциировалась со звездой на Спасской башне. Появился целый ряд стихотворений, где присутствует звезда на Спасской башне, с которой и начинается Новый год. И этот Новый год идет не откуда-то, а из центра и распространяется по всей стране. Что же касается остальных игрушек, то когда елку разрешили, все оказались в растерянности, не зная, что на нее вешать. Можно ли Деда Мороза, который ранее тоже был запрещен вместе с елкой, был признан поповским? Можно ли Снегурочку с ее непонятным происхождением? Но постепенно все вошло в колею. Наряду с безобидными старыми игрушками - шары, яблоки, конфеты - стали делать идеологические игрушки - паровозы, стратостаты, потом появился спутник... Ну, а сейчас много игрушек китайского, в основном, производства: шары, блестки и прочее. И еще одно наблюдение: когда-то мы, будучи детьми, сами делали игрушки из заготовок и полуфабрикатов. Это был специальный обряд. Сейчас дети этим, по-моему, совершенно не занимаются.
- Павел Постышев сыграл свою роль в возвращении в нашу жизнь новогодних елок. Забавно - пламенный революционер, руководил военно-революционными судами на Дальнем Востоке, сам с маузером обращался виртуозно. С чего бы это он вдруг так возлюбил советских детей?
- Не стоит его считать человеком, которому мы должны быть благодарны за возвращение елки. В мемуарах Хрущева рассказывается, как он вместе со Сталиным и Постышевым ехали на машине. И Постышев сказал: а не возродить ли нам елку? Не написать ли об этом? На что Сталин ответил: напиши. Но у этой истории должны бы быть и какие-то документальные подтверждения. Надо бы посмотреть в партийных архивах, если меня туда пустят.
Вот так, семь с половиной десятилетий назад в Советском Союзе восстановили в правах традицию новогодней елки.