ПРАГА---Южная Осетия, хотя и маленькая, но всегда была местом, где межнациональная вражда казалась невозможной. Гостеприимные осетины подчеркнуто уважительно относились к людям другой национальности. На этом цветущем клочке земли в прошлом спокойно уживались армяне, грузины, греки; в городе легко нашлось место для большого еврейского квартала.
Сегодня, конечно, жизнь поменялась кардинально и драматически, нет ни прежнего миролюбия, ни ритуального уважения. Война сделала свое дело - и сами осетины, и их иноплеменные сограждане начали разъезжаться. Но многие считали эту землю своей единственной родиной. Они верили, что лучше умереть дома, чем мыкаться на чужбине. Наверно, по этой причине в Южной Осетии все еще живут и русские, и армяне, и грузины. Даже при сегодняшнем враждебном отношении осетин к грузинам, винящих своих недавних самых близких соседей в в гибели своих родных и близких во время нескольких войн и, в особенности, последней; осетины, тем не менее, не позволят себе тыкать пальцем в грузин, указывая им на их «второсортность».
После войны в Южную Осетию хлынули люди не только из разных уголков России, но и из других стран. Город, недавно подвергшийся разрушению, понесший большие потери, вызывал интерес у всего мира. Маленький клочок некогда цветущей земли стал похож на кипящий котел. Журналисты из разных стран, диковинные эксперты, сомнительные психологи, но, самое главное, строители. Одними из первых восстанавливать разрушенное приехали рабочие из Чечни.
Цхинвали с некоторой настороженностью наблюдал за тем, как его пространство быстро обживают строительные бригады. И конечно же, когда два самобытных горских народа оказываются бок о бок в нелегкое время, трения, по крайней мере на первых порах, неизбежны! Пару раз между чеченцами и осетинами были стычки на личной почве.
Алхазур из Чечни узнал, как ревностно осетинские парни оберегают честь и достоинство своих женщин. В Цхинвали Алхазуру понравилась местная девушка и он стал оказывать ей знаки внимания. По его словам, попытки были пресечены незамедлительно - ему объяснили, что он слишком навязчив. Алхазур все почти сразу понял; у его народа такие же традиции, и больше никаких попыток не предпринимал.
Однако характера осетинам хватило и на русских рабочих, которые не всегда подбирали корректные выражения, общаясь с местным населением. Столь привычное в России слово «чурка» кто-то из молодых осетин счел оскорбительным. Наверное, правильно.
Когда при знакомстве в Цхинвали к примеру спрашивают имя - там это обычное дело, город маленький и все друг другу кем-то доводятся - то услышав грузинскую фамилию, в ответ чаще всего говорят, что-то вроде, «ну и что!» или «дай Бог тебе здоровья!». Словно пытаются таким образом избавить человека от неловкости.
Сегодня, конечно, жизнь поменялась кардинально и драматически, нет ни прежнего миролюбия, ни ритуального уважения. Война сделала свое дело - и сами осетины, и их иноплеменные сограждане начали разъезжаться. Но многие считали эту землю своей единственной родиной. Они верили, что лучше умереть дома, чем мыкаться на чужбине. Наверно, по этой причине в Южной Осетии все еще живут и русские, и армяне, и грузины. Даже при сегодняшнем враждебном отношении осетин к грузинам, винящих своих недавних самых близких соседей в в гибели своих родных и близких во время нескольких войн и, в особенности, последней; осетины, тем не менее, не позволят себе тыкать пальцем в грузин, указывая им на их «второсортность».
После войны в Южную Осетию хлынули люди не только из разных уголков России, но и из других стран. Город, недавно подвергшийся разрушению, понесший большие потери, вызывал интерес у всего мира. Маленький клочок некогда цветущей земли стал похож на кипящий котел. Журналисты из разных стран, диковинные эксперты, сомнительные психологи, но, самое главное, строители. Одними из первых восстанавливать разрушенное приехали рабочие из Чечни.
Цхинвали с некоторой настороженностью наблюдал за тем, как его пространство быстро обживают строительные бригады. И конечно же, когда два самобытных горских народа оказываются бок о бок в нелегкое время, трения, по крайней мере на первых порах, неизбежны! Пару раз между чеченцами и осетинами были стычки на личной почве.
Алхазур из Чечни узнал, как ревностно осетинские парни оберегают честь и достоинство своих женщин. В Цхинвали Алхазуру понравилась местная девушка и он стал оказывать ей знаки внимания. По его словам, попытки были пресечены незамедлительно - ему объяснили, что он слишком навязчив. Алхазур все почти сразу понял; у его народа такие же традиции, и больше никаких попыток не предпринимал.
Однако характера осетинам хватило и на русских рабочих, которые не всегда подбирали корректные выражения, общаясь с местным населением. Столь привычное в России слово «чурка» кто-то из молодых осетин счел оскорбительным. Наверное, правильно.
Когда при знакомстве в Цхинвали к примеру спрашивают имя - там это обычное дело, город маленький и все друг другу кем-то доводятся - то услышав грузинскую фамилию, в ответ чаще всего говорят, что-то вроде, «ну и что!» или «дай Бог тебе здоровья!». Словно пытаются таким образом избавить человека от неловкости.